Наверное, с самого своего раннего детства помню пропаганду. Подождите плеваться – пропагандировать можно разное, а нам, по большей части, говорили о хорошем и правильном: дружба, долг, честь, взаимовыручка. Помните – «Честное слово» Пантелеева? А «Мальчиш-Кибальчиш» Гайдара? Кто из вас сомневался, что это было единственно верное поведение? А мы ведь не только слушали, мы ещё и росли по этим законам . И я хочу немного рассказать про своё раннее детство, а точнее, про школу нашего времени. Так вот…
Школа не была тогда обычным образовательным учреждением. Без пафоса: «второй дом» – мы, на самом деле, в ней жили.
Про вертикаль «октябрята, пионеры, комсомол» сказано многое, говорить здесь не буду.
В начальной школе: весь класс ходил в продлёнку. Все три класса. А это не только приличная успеваемость, за счет помощи второго педагога при выполнении домашнего задания, это еще и разнообразная нагрузка, разделённая по разным дням. У меня лично была: ритмика, кружок вязания и шахматы (шахматы и ритмика у всего класса). Реализовалось всё просто – по понедельникам, средам и пятницам наша параллель ходила в детский клуб «Сокол». Учились мы все три года в одном классе, с одним учителем и педагогом продлённого дня.
Мы, вообще, не были зацыклены на барахле. Мог мальчик, из не самой богатой семьи, принести в школу 100 рублей и сказать: « гуляем!». И вот, мы шли, гуляли, а потом выяснялось – это была заначка родителей (огромная, в зарплату), и учитель, опрашивая нас, собирал всю истраченную сумму и возвращал горе-гуляке… А в лёгочном санатории Анненске, попав в один отряд с детдомовскими, мы все, дети из обычных семей, подарили им свою одежду. Потому что у них была серая и одинаковая, и они завидовали. Мои мама с папой тогда «смеялись и плакали», но согласились с моими доводами.
А с 4-го класса начиналась взрослая кочевная жизнь. Учителей становилось много, а кабинеты становились разными. Мы были уже и пионерами, и четвероклассниками, и, вообще, людьми большими и важными. Начались отработки – уборка территории, листьев в сквере, покраска стволов и заборов известью. Для «отработки» у нас была разрезанная на 2 части тетрадь – в ней все и записывалось. Самая длительная отработка была летом – 2 недели по 4 часа, потом по 5, потом по 6. Но… это все формальности. На самом же деле:
Уборка территории:
– Это войны, это поиск кладов (заранее прятали) , это игра «в пароль», это прятки, это кто найдет больше синих (зелёных, просто) стёкол, это «сифа» , «семья», и всё, что еще может случиться на школьном дворе.
Уборка листьев:
– Горький осенний запах, первый морозец, пар изо рта, заледеневшие ладошки, разбросанные по всему участку грабли и мётлы. И вот оно: куча листьев, спички и картошка. Дым, воздух ещё горше и ещё вкуснее… И, наконец-то: полусырая, полусгоревшая картоха, все вместе кольцом у костра, ноги по-турецки, анекдоты, страшилки, истории – и до самой темноты.
Овощехранилище:
– Любили и угощали нас. Наедались от пуза всего, что там было: яблоки, арбузы, груши, морковка – вкуснотища. А чуть постарше (после 4-6 класса) ещё и брали с собой картошку с луком – для костра на пустыре. Первый раз, не забуду : нам дали по арбузу, а мы не ожидали. Вообще. Даже ножей не было разрезать – 4-ый класс. Уволокли на пустырь, раскололи и вычерпали кружками из под термоса, они остренькие по краям были. Потом ещё часа два около кожурок просидели –смаковали и хвастали, кто как ел.
А летом ездили в трудовые лагеря - но это уже постарше.
А помимо отработок, были и веселости: поезда здоровья и походы. Там тоже с кострами, песнями и, конечно, хорошей компанией. Учителя, кстати, в неё входили. Плюс к этому: кино, цирк, театр, музеи и картинная галерея от школы. Не по билетам, а всей школой – на сеанс. Цирк, правда, очень редко был. Ну и спорт, конечно – «Веселые старты», «Мама, папа, я – отличная семья», «Делай с нами»… И куча секций и кружков. У меня, например, ИЗО-студия и бассейн. Всё это, естественно, бесплатно.
Вот так вот мы и росли вместе – на воздухе, в живом коллективе, постоянно общаясь, расчитывая, и веря друг-другу. А по-другому и не получилось бы, наверное…
Это всё – про нас «внутри». А было еще снаружи.
С класса 4-го началась социальная нагрузка – у нашей параллели это был дом престарелых.
Т.е. мы постоянно ходили к ним в гости, пели – у нас был хор, и разговаривали, «ходили в гости» к жильцами этого дома, дарили поделки, рисунки и самодельные открытки. Там жили бабушки, дедушки и инвалиды. Первый раз – это был огромный шок. Мы все ревели на выходе. Запах помню до сих пор. И радость, и слёзы от нашего прихода помню тоже. Гостинцы, скопленные на казенном содержании… Они нас угощали!
Очень сильная была прививка от черствости. Может, рановато, но я думаю - в самый раз. И зря сейчас так не делают.
С 5 или 6 класса – инвалиды и участники ВОВ. Ходили убираться и ухаживать.Много по хозяйству не делали – ходили в магазин и киоск , подметали, мусор выносили. Не часто – раз в неделю где-то. Скорее, опять же, было ценно, именно, общение.
Про пионерскую нагрузку тоже сказано немало. И я тоже была вожатой. И еще была флажконосцем и барабанщиком. И макулатуру собирали, и металлолом.
Единственное скажу: не думайте, что это была беспощадная эксплуатация. Нам это нравилось и нам было весело. Мы, например, всегда хотели победить в соцсоревновании и поехать «всем классом» в Москву. И это была наикрутейшая ценность – ПОЕХАТЬ ВСЕМ ВМЕСТЕ, ПОБЕДИВШИ.