С разрешения автора Ф. Илина (Белько Виктора Юрьевича) мы продолжаем публикацию цикла его произведений на военно-морскую тематику.
Перепечатка возможна только с разрешения автора,по вопросам распространения обращаться:starfilin@mail.ru
Морская служба как форма мужской жизни
Мы все пройдем, но флот не опозорим! Рассказы
Наш дядя Миша
Есть на севере Мурманской области поселок с древним названием Лиинахамари. Краеведы до сих пор спорят о значении и происхождение его названия, но единого мнения нет, есть только куча версий.
Еще два десятка лет тому назад, в его долгой губе Печенга. В красивой гавани Девкина Заводь стояло полтора десятка кораблей, несколько подводных лодок и разные части обеспечения. Вся жизнь нескольких тысяч его жителей была посвящена флоту. Даже работники детского сада, даже учителя общеобразовательной и музыкальной школ, официантки единственного поселкового кафе, библиотекари и музыканты служили флоту!
А корабли ходили в море, подводные лодки доходили даже до Африки и Средиземного моря. Шла служба, офицеры переводились к новому месту службы, поступали в академии, мичмана увольнялись в запас.
А на их место ежегодно, в конце лета приезжали выпускники военных училищ и школ мичманов.
Они получали назначения в соответствующих отделах кадров и с площади автовокзала их вез в Лиинахамари единственный автобус в сутки, видавший виды «ЛАЗ». А водил его пожилой шофер, коренной северянин в третьем поколении. Все — от лейтенантов и до комбригов звали его дядя Миша. Он был высок, крепок. Волосы его были щедро украшены сединой, светлая рубашка, слегка потертая короткая кожаная куртка.
Новичков было видно сразу, по золоту парадной формы, по необмятым погонам, по выглаженным черным тужуркам цвета воронова крыла.
Автобусы ходили полными, а некоторые припоздавшие даже ехали стоя. Тогда было не так строго, уж стращали дядю Мишу всякие инспекторы или нет — не знаю, но он никогда никого не оставлял на площадке. Понимал — служба!
Проехав больше сотни километров по серпантину перевалов, по мятому и битому тяжелыми машинами полотну дороги, миновав пограничные и другие КПП, автобус гордо въезжал в поселок, который рассыпал десяток своих домов вдоль озера, заросшего ивняком и осокой. Несмотря на вечернее время, светило непривычно высокое солнце, и наглые утки вылезали из зарослей.
Автобус здесь уже ждали.
Кто встречал своих родных или друзей, а кто дожидался передач — вещей или документов. Их тоже пересылали из Мурманска или Североморска через дядю Мишу. Быстро и надежно!
А потом он вез лейтенантов и их жен за край поселка, почти к самой Девкиной Заводи. Там в старом двухэтажном здании под двухскатной крышей располагался штаб бригады кораблей ОВРа. Лейтенантов встречал мичман, дежурный по штабу и провожал к оперативному.
Жены и чемоданы оставались у крыльца штаба. Это когда не лил дождь, или не хлестал штормовой ветер — тогда, конечно, жены проходили в здание штаба.
Все — с этого момента заканчивался первый офицерский отпуск, курсантская беззаботность и начиналась СЛУЖБА. Это не только особая сфера деятельности, но и еще состояние души. Не даром же называют свою жизнь службой те, кто избрал свой ПУТЬ в силовых структурах, а еще — священнослужители и актеры. У всех остальных — просто работа!
Но дядя Миша не уезжал, а вроде бы ждал чего –то. Оперативный брал у молодых офицеров предписания, другие документы, составлял списки, с кем-то ругался…
Потом холостяков он направлял по кораблям, где их ожидала койка в одной из скромных кают малых кораблей, и горячий чай — обязательное условие флотского гостеприимство.
Комбриг, настоящий моряк и человек с юмором, делясь опытом службы с молодыми офицерами, в таких случаях говорил: — Если вам нечего дать человеку, напоите его!
И уточнял — Хотя бы чаем!
А вот женатых подбирал дядя Миша и вез в местную кэчевскую гостиницу с крошечными номерами. Размещались, как могли — чуть ли не штабелями! До завтра …
- Завтра с вами разберутся и все будет нормально! Вы еще не знаете, как вам повезло, что попали в Хамари! — успокаивал он наших жен. И лишь после этого он уезжал куда-то ставить автобус и отдыхать. Обратный рейс у него был уже в 6 утра, и ему требовалось выспаться.
Еще тогда я, человек достаточно беспечный и до сих пор, удивлялся его обстоятельности. Уже позже, через год или через два, проходя поздно вечером мимо его автобуса, часто обращал внимание на то, как дядя Миша осматривает двигатель и другие узлы, что-то подтягивает, что-то расхаживает, смазывает. И лишь потом идет спать.
Потом я обратил внимание, что так делают все северяне-водители, особенно –старшего поколения. География обязывает! И такая привычка медленно, но верно входит в кровь.
Наш дядя Миша часто выручал лиинахамарцев. Бывали дни рождения, бывали праздники. В том числе и у наших жен и знакомых. Ладно –шампанское, ладно — торт, это было и у нас. Серьезный подарок тоже можно было приготовить — если подсуетиться заранее.
А вот цветы? Проблемка?! В общем, да! И ее — чаще всего решали с помощью дяди Миши. И вех он на верхних полках гвоздики и розы, выращенные в теплицах Мурманска. Были не хуже нынешних голландских, а пахли уж точно лучше, да и стояли дольше!
А особо приближенные ветераны поселка получали от него заказанные ящики свежего кольского пива. Видно, были у старого шофера свои связи или источники. Или знал он слова волшебные!
«Горячительное»-то в военторге было, даже — ром «ГАВАНА _КЛАБ», и настоящий португальский портвейн «Порто» или «Сандеман», или шампанское «Абрау-Дюрсо». Безо всякого блата и в свободной продаже! Проблемы с водкой тоже как-то решали на месте …
А вот пива почему-то не было! Лишь изредка в кафе завозили.
Так что …
А уж деньги прогулявшемуся земляку передать, или там получить из Мурманска какие-то вещи — вообще без вопросов. Отказов не было. Не помню такого и все!
Причем в денежных делах был очень щепетилен и таким образом отблагодарить себя просто не давал и даже обижался.
Один раз пришлось ехать рядом с ним на специальном кресле для второго водителя — мест не было. Приходилось вставать каждый раз, как кому-то требовалось зайти или выйти.. Неудобно, но тогда об этом даже не думал — надо юыло ехать, значит — главное ехать, а все остальное … Дело происходило зимой.
Вдруг навстречу нам попадается грузовичок-«хлебовозка», который на всем ходу проскочил мимо мужичка, отчаянно голосовавшего на обочине.
Погрозив кулаком водиле грузовика, он остановился напротив мужичка и посигналил тому. Но ехать ему надо было в обратную сторону.
- Давай, залазь сюда! — нетерпеливо, тоном, не терпящим возражения, скомандовал дядя Миша в ответ на какое-то блеяние промерзшего пассажира. Через километр-другой навстречу попалась рыжая «Татра». Наш водитель несколько раз «мигнул» ей фарами. Рыжий грузовик остановился. Водитель вылез и подошел к окну дяди Миши.
- Здорово! Довези мужика до Мурманска, околел совсем!
- Довезу до Колы, мне в Молочный.
- Ага! А ты знаешь, тут один чудак его в такой мороз не подобрал!
- Поприезжали уроды за длинным рублем! — заворчал водитель, рисуя портрет «урода» в сочных выражениях. Он забрал пассажира и через минуту, отчаянно рыча. «Татра» скрылась где-то в морозной дымке, лязгая цепями на колесах..
- Нельзя оставлять людей на обочине, особенно зимой! Холод — собачий, машины — редки! А вдруг замерзнет! На чьей совести душа будет? Вот то-то! Поэтому, кто так делает, мы воспитываем. Да, и еще денег зимой тоже грех с попутчика брать! — пояснял мне он.
Я недоверчиво хмыкнул.
- Чего хмыкаешь, старлей! — обиделся он, — Мы на Севере, а тут природа такая, что она всегда человека проверяет! Заметил, как «Татра» остановилась сразу и без вопросов.? А не мог он не остановиться! Автобус людей везет, морозяка такой давит, а вдруг помощь нужна! Северянин! — уважительно подчеркнул это слово дядя Миша и назидательно приподнял палец: — А кто наши правила не соблюдает, людей бросает, то — придет время, Север ему так даст под дых, что … север — он живой, он все видит! Да ты не хмыкай и не сомневайся! Было такое, я знаю! А этого, с «хлебовозки», скажу кому— поучат!
Выводы о человеческих качествах северян, «природно-климатически обусловленных» я сделал давно. после нашел тому множество логических объяснений.
Отсюда и гостеприимство, «чувство локтя» и терпимость к ближним. У нас нет змей вообще, всякие поганки и поганые люди не приживаются. Даже в наше «Время танцора»
Только у нас еще можно наблюдать «парковку» детских колясок с малышами у магазинов. Они без присмотра, ну и что? Прохожий если только покачает коляску с орущим карапузом, пока его спутник влетает магазин с воплем: — Эй, чья коляска с белыми полосами? Маманя, иди скорей, там тебя на всю улицу дите кличет!
Наблюдая эту картину, жена моего московского друга пришла в ужас. А у нас по-другому и не бывает! А друг заметил: — Да уж, у вас людские отношения остались! — И добавил с сожалением: еще или пока!
Кстати, даже в Москве наши портятся дольше всех! И даже — не все! сопротивляются, как могут!
Через какое-то время меня перевели на другой корабль, в другой гарнизон. А дядя Миша продолжал вертеть «баранку» старого «ЛАЗ»а, потом пересел на «Икарус» яркого пожарного цвета.
А потом, видимо по возрасту, пересел сначала на пригородные, потом — на городские рейсы.
Да, возраст и время …
А совсем недавно, в Питере, встретился со старым приятелем - сослуживцем, вспомнили наше лейтенантство, поселочек между скал и озер, автобус, гостиницу и нашего дядю Мишу.
Наверное, многие его помнят, как его звали — наш дядя Миша.
Об авторе
Виктор Юрьевич Белько(псевдоним - Ф.Илин) родился в 1955 году в г. Грозном. Его детство и юность прошли в Казахстане, в г. Шевченко, на берегу Каспийского моря.
С 1973 года - служба в ВМФ. Закончил Северодвинскую школу техников, Киевское ВВМПУ. Проходил службу на надводных кораблях и подводных лодках Северного флота, в структурах воспитательной работы соединений Кольской флотилии. Служил в гарнизонах Островной, Лиинахамари, Видяево, Полярный. Имеет государственные награды, капитан 2 ранга запаса.
Автор книг "Записки Старого Филина или Мерфинизмы по-флотски", "Легенды о славном мичмане Егоркине", "О городе Коле, о Заполярье и о море", "Исторические досуги в кают-компании, или Клио в тельняшке" и др.