К О М М У Н И С Т

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!



Чат
 
500


Соратники

Российский Объединенный Трудовой Фронт


Российская коммунистическая рабочая партия


сайт Советской музыки

Анекдоты
Вы можете скрыть содержание блока, кликнув по заголовку.

Анекдоты • Цитаты • Истории публикуются в автоматическом режиме, администрацией сайта не модерируются. Относитесь к содержанию с юмором. 18+
☺ ☺ ☺

Афоризмы

Цитатник Рунета
Главная » 2013 » Октябрь » 12 » Бездомная Россия. Безработная Конституция

Данный материал несет исключительно познавательную, развлекательную, юмористическую и сатирическую смысловую нагрузку. Опубликован с огромным уважением ко всем ветвям власти, чиновникам, депутатам, правоохранителям, их родственникам, друзьям и любовницам.

Инфографика Яны Лайковой

Юридически право на жилье каждого гражданина в современной России закреплено в нынешней Конституции РФ, провозглашенной двадцать лет назад.

Мой дом – моя крепость. Это крылатое выражение закрепляет в массовом сознании жилье человека как базовую категорию социальной стабильности, как фундаментальную основу благополучия, покоя и мира. Юридически право на жилье каждого гражданина в современной России закреплено в нынешней Конституции РФ, провозглашенной двадцать лет назад. Однако это формальное право для всех имеет сегодня для большинства россиян довольно сомнительное содержание.

Вопреки распространенному ныне мифу, Советская Россия не была страной остро больного жилищного вопроса, хотя определенные проблемы, конечно, возникали. В 1989 году в РСФСР из 39 миллионов семей почти 25 миллионов проживали в отдельных квартирах и 9 миллионов в индивидуальных домах (т.е. 87% российских семей имели благоустроенное и комфортное жилье). Лишь чуть более двух миллионов семей проживали в коммунальных квартирах (примерно 6% от общего количества семей), остальные или занимали части индивидуальных домов, или жили в общежитиях, имея одну или более комнат. В среднем на одного городского жителя в 1990 году приходилось в РСФСР 15,7 кв. метров жилой площади.

Сегодня ситуация с обеспечением граждан жильем в России поменялась почти с точностью до наоборот. Согласно данным Национального градостроительного института, из общего числа российских семей (примерно 40 млн) две трети, то есть порядка 26 миллионов, в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, а 4,5 миллиона семей, испытывая острую нужду, стоят в очереди на социальное жилье. При этом государство имеет прямую обязанность по всем законам обеспечить 1,2 миллиона семей жильем.

В результате социально-политических реформ предоставление государством бесплатной жилплощади в России резко сократилось, а в большинстве регионов практически прекратилось. Если в 1990 году получили жилье 1296 тысяч семей, то в 2006-м – всего 139 тысяч, то есть почти в 10 раз меньше. Даже в относительно благополучной Москве обеспечение нуждающихся в жилье горожан движется крайне медленно, фактически процесс, как говорится, топчется на одном месте. В 2011 году жилье по соцнайму получили 2 тысячи малоимущих московских семей. В то же время, по данным заместителя руководителя Департамента жилищной политики Москвы В. Куликова, в очереди на улучшение жилищных условий стояло 114 тысяч семей. Нетрудно подсчитать, что такими темпами обеспечить жильем всех нуждающихся в столице можно будет не раньше чем через полстолетия.

Решить проблему обеспечения граждан жильем можно только одним способом – строить это жилье. В Советской России за шесть пятилеток (1961–1990 гг.) было построено 37,9 миллиона квартир общей полезной площадью 1814,2 миллиона кв. метров. То есть в среднем примерно 60 миллионов кв. метров в год. В современной России только к 2012 году был достигнут советский темп строительства жилья, да и то, как выяснилось, не без статистического лукавства. По итогам 2012 года в России построено 62 миллиона кв. метров жилой площади. Однако достигнуты эти результаты во многом благодаря… самому населению. Если в конце советского периода граждане самостоятельно строили менее 10% жилья в стране, то в 2012-м – 43%. Это едва ли не половина совокупного метража. Получается, что граждане построили, а правительство за них победно отчиталось.

Однако количественные показатели – лишь часть системы критериев, по которым можно оценивать жилищную проблему. Есть еще и качественные замеры. По качеству жилья современная Россия являет собой страну явно упадочных тенденций.

В 1990 году жилища государственного, общественного и кооперативного фонда в городах и поселках городского типа были оборудованы: водопроводом на 94%, канализацией – 92%, центральным отоплением – 92%, газом – 72%, ваннами – 87%, горячим водоснабжением – 79%. Сегодня – то есть спустя 23 года – только по официальным данным 25% домов в Российской Федерации не имеют канализации, более 30% – горячей воды, в 20% домов отсутствует водопровод. Около 40 миллионов россиян (примерно 10 млн семей) имеют жилье, находящееся в плохом или очень плохом состоянии.

Конституционное право на жилье включает в себя и возможность его обслуживания по доступным для всех ценам. В Советской России основную массу расходов по содержанию жилья несло государство. В семейном бюджете рабочих и служащих расходы по оплате квартиры в среднем составляли около 1%, а со всеми коммунальными услугами – 3%.

В современной России принцип оплаты за обслуживание жилья изменился кардинально. В настоящее время почти вся нагрузка по расходам за жилищно-коммунальные услуги лежит на гражданах. Удельный вес расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг доходит до 20% от общих расходов домашних хозяйств. При этом рост цен на указанные услуги намного обгоняет не только повышение заработных плат россиян, но и официальный уровень инфляции. 

Вместе с тем разорительная для граждан оплата жилищно-коммунальных услуг не решает проблему содержания всей системы ЖКХ. Износ инфраструктуры ЖКХ неуклонно увеличивается. По состоянию на 2006 год степень износа основных систем оценивалась так: газоснабжение – 40,7%; теплоснабжение – 43,4%; водоснабжение – 55,3% (в т.ч. 22,6% водопроводов полностью изношено), канализация – 37,2%. В настоящее время речь не идет о развитии этой сферы, насущная задача – хотя бы поддержать состояние «коммуналки» на минимально необходимом уровне. Но и эта цель теперь кажется недостижимой, ведь только по официальным данным на восстановление всей системы ЖКХ в России требуется уже не менее 6 триллионов рублей. Это колоссальная сумма! Настоящая черная дыра, возникшая и разросшаяся за последние два десятилетия. Некоторые эксперты считают, что точка невозврата в разрушении ЖКХ России уже пройдена, впереди – угроза реальной катастрофы. В недалекой перспективе именно это создаст для населения гораздо более тяжелые проблемы, нежели рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

В РСФСР значительную часть жилья для предоставления своим работникам строили промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Улучшить жилищные условия можно было не только через постановку на учет в райисполкоме или в профкоме предприятия, но и путем вступления в жилищно-строительный кооператив (ЖСК). Государственные стро­ительные организации продавали ЖСК готовые дома почти по себестоимости, с небольшой наценкой. За 1966–1990 годы через ЖСК было построено 86 миллионов кв. метров жилой площади, что составило примерно 6% площади введенных в строй квартир. Стандартную двухкомнатную квартиру в ЖСК можно было купить за трехгодовую среднюю зарплату рабочего или служащего. При этом оплата купленного жилья производилась в рассрочку на 15 лет без процента или под очень малый процент.

В современной России действует исключительно рыночный механизм оборота жилья. Ввиду того что жилье стало товаром, цены на него сразу установились очень высокие и продолжают расти. В 2010 году Россия вошла в топ-10 стран с быстро дорожающим жильем. По данным Росстата, средние цены на квартиры различных типов на вторичном рынке жилья в Российской Федерации за 1 кв. метр общей площади составили в первом квартале 2000 года 5910 рублей, а в первом квартале 2010-го уже 59 006 рублей. То есть за десять лет цена жилья в России возросла в 10 раз! О том, что эта стремительная дороговизна хоть мало-мальски соответствует темпам роста заработков большинства россиян, не может быть и речи.

В 2012 году Российская Федерация заняла пятое место в мире по степени недоступности жилья для своих граждан. На приобретение 40-метровой среднестатистической однокомнатной квартиры среднестатистическому россиянину требуется как минимум 12 лет откладывать всю свою зарплату без остатка. Финансовую возможность купить квартиру сразу, согласно исследованию Сбербанка CIB, имеет лишь 1% граждан. Еще от 2 до 5% россиян могут сделать это при помощи ипотеки, хотя годовые ставки по ней в 13% в рублях кажутся им непомерно высокими.

Иными словами, для подавляющего большинства трудящихся граждан России доступ к получению жилья стал в результате реформ 1990-х годов практически невозможен. В целом общество в РФ начинает неизбежно делиться на два резко различных класса – тех, кто имеет жилье, и тех, кто вынужден прибегать к его найму, ухудшать свои жилищные условия или становиться бездомным.

На фоне этого бедственного положения действия российских властей выглядят как попытка «подморозить» ситуацию, придать ей видимость стабильности. В 2005 году стартовал так называемый национальный проект «Жилье» («Доступное и комфортное жилье – гражданам России»). В своем выступлении 5 сентября 2005 года президент РФ Владимир Путин обозначил следующие задачи в отношении жилищной политики: увеличение ежегодных объемов жилищного строительства в два раза, увеличение объема ипотечных кредитов, выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан, модернизацию ЖКХ. 

Однако очень скоро нацпроект «Жилье» увяз в проблемах строительного рынка. В 2007 году правительство обнаружило дефицит промышленных мощностей для увеличения строительства жилья. «Строительство доступного жилья и выход на контрольные цифры, обозначенные президентом, невозможны при столь высоком росте цен на цемент, – заявил заместитель директора департамента строительства Ассоциации строителей России Сергей Фролов. – Этот материал является важной составляющей в себестоимости квадратного метра жилья, и резко повышающиеся цены ставят строителей в сложное положение».

Впрочем, дороговизна строительных материалов оказалась не единственной проблемой. Предполагалось, что нацпроект «Жилье» будет осуществляться за счет госбюджета лишь на первых порах. Вместе с тем планировалось обеспечить основной объем финансирования внебюджетными источниками. Однако эти надежды почти не оправдались. Поэтому в июне 2012 года руководитель межведомственной группы Игорь Шувалов заявил, что проект «Доступное жилье» – как брошенное дитя». По его словам, министерствам и ведомствам эта тема практически безразлична.

Итоги «эпохального» нацпроекта по улучшению жилищного положения россиян оказались более чем скромными, почти никакими. Ежегодное удвоение ввода жилья так и осталось лишь на бумаге. Ипотека не работает в обещанных объемах даже в таких относительно благополучных регионах, как Ленинградская область, где средняя зарплата в 12–15 тысяч рублей не позволяет трудящимся воспользоваться даже льготными кредитами. Уровень износа основных фондов ЖКХ не снизился и по-прежнему составляет более 60%.

Неутешительные результаты жилищной политики правительства современной России подвел Росстат. Согласно данным последней переписи населения в 2010 году, 38% россиян обитают в ветхих домах, построенных до 1957 года. Больше всего таких строений в Калининградской, Ростовской, Ивановской, Тверской, Тульской областях. А в новых домах, построенных после 2002 года, проживает ничтожное меньшинство россиян – всего 5,7%.

Перепись показала, что живут россияне в самых разнообразных, порой невероятных условиях. Полмиллиона коренных россиян вынуждены жить в вагончиках, баржах, сараях, бараках, бытовках, а у 1,8 миллиона вообще нет постоянной крыши над головой; они прописаны в детских домах, интернатах, домах престарелых, казармах, тюрьмах и даже в монастырях.

По данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ, свыше 60% россиян имеют очень скромные жилищные условия: на человека приходится от 7 до 20 кв. метров жилплощади. Еще 2,3% живут в крайней тесноте, когда на одного члена семьи приходится меньше 7 кв. метров. Причем уровень «жилищной бедности» практически не изменился за последние 20 лет. Учитывая, что стоимость одного квадратного метра жилья превышает средний доход россиянина в несколько раз, у большинства российских семей есть лишь один способ улучшения жилищных условий – за счет смерти кого-то из членов семьи.

Но что остается в активе жилищных реформ последних лет? Есть ли что-то позитивное, внушающее положительные ожидания и надежды? Есть, но выражен этот позитив в основном в виде обещаний.

Так, например, в декабре 2010 года Дмитрий Медведев, будучи президентом РФ, заявил, что через два года проблема жилья для 100 тысяч фактически бездомных военнослужащих будет закрыта. Примечательно, что как раз через два года сменивший Д. Медведева на президентском посту Владимир Путин почти слово в слово повторил обещание своего коллеги, правда, перенес его еще на год-другой вперед: «В 2013–2014 годах мы полностью выполним свои обязательства по предоставлению жилья военнослужащим и ветеранам и значительно продвинемся в решении проблемы расселения аварийного жилья», – заявил в своем Послании президент В. Путин в декабре 2012 года.

Но эти ослепительно лучезарные обещания касаются в основном льготников и тех, кому отказать в льготной жилплощади невозможно ни под каким предлогом. Жилищное будущее всего российского народа в свете обязательств правительства России видится еще более привлекательным, даже, можно сказать, манящим. Согласно новой федеральной программе «Жилище», опубликованной в 2011 году, каждая третья российская семья сможет купить собственную жилплощадь уже… в 2015 году. Словом, теперь россиянам недолго осталось ждать, для того чтобы в очередной раз убедиться, чего стоит гарантированное Конституцией РФ право на жилище. 

Денис МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ

19:51
18+ |Просмотров: 2118 | Добавил: MarkoniYA | Рейтинг: 0.0/0
 
Имя *:
Email:
ЗАХОДЯ НА САЙТ ВЫ ПРИНИМАЕТЕ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Сайт не предназначен для просмотра лицами моложе 18 лет. 2. Сайт не является средством массовой информации и не имеет лицензии Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 3. Все материалы размещенные на сайте являются художественным вымыслом, все совпадения с реально существующими людьми и событиями являются случайностью. 4. В материалах и комментариях приводится частное мнение и дается личная оценка изложенного, лицом разместившим материал или комментарий. 5. Администрация сайта ни при каких обстоятельствах не несет ответственность за материалы размещенные на сайте администрацией, пользователями и гостями сайта. 6. Все переходы по ссылкам, просмотр, чтение и скачивание материалов Вы осуществляете на свой страх и риск. 7. Позиция администрации сайта не всегда совпадает с позицией авторов материала. 8. Перечень правил не является исчерпывающим, администрация сайта оставляет за собой право вносить изменения без предварительного уведомления. 9. Если Вы не принимаете настоящие правила и условия то должны немедленно покинуть сайт! Сайт не распространяет и не хранит электронные версии материалов. В контенте размещены новости и ссылки полученные из открытых, общедоступных ресурсов сети Интернет, а также публикуемые непосредственно пользователями сайта. Ссылки на возможные объекты авторского права, указывают на внешние, общедоступные источники в сети Интернет, находящиеся на ресурсах, не подконтрольных администрации сайта. Администрация сайта не располагает информацией о правомерности публикации этих материалов и не имеет возможности контролировать их содержание. Все материалы размещены исключительно в ознакомительных целях. Подробнее...

Меню сайта
ГлавнаяРегистрацияСтарая форма входа



Календарь

Глас народа


Как Вы относитесь к повышению возраста выхода на пенсию?





Что бы вы хотели взять из СССР?






Каким бы Вы хотели видеть флаг России?


Терминал
МОМЕНТАЛЬНОЙ ОПЛАТЫ

Оплатить

Новости
Новости публикуются в автоматическом режиме, администрацией сайта не модерируются. Оценивайте публикации критически. 18+
☆☆☆

Весёлые истории
Вся власть Советам!
Яндекс.Метрика Главная страница Правила & Информация