В феврале 1945 года на Ялтинской конференции Стран-Победительниц (будущих) Сталин пообещал вступить в войну с Японией не позже чем через 3 месяца после поражения Германии.
5 апреля 1945 года нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов принял посла Японии в СССР Наотакэ Сато и сделал ему заявление о денонсации пакта о нейтралитете между СССР и Японией. Было отмечено, что после подписания пакта Германия напала на СССР, а Япония, союзница Германии, помогает той в её войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза. В такой ситуации договор о нейтралитете «потерял смысл» и СССР за год до истечения пятилетнего срока пакта заявил Японии о своём желании денонсировать его.
В ночь с 8 на 9 августа СССР начнет боевые действия в Манчжурии и если отсчитать от точки капитуляции Германии и ввести поправку на разность часовых поясов, прояснится точность, изящество сталинского хода: Ялтинское обещание было сдержано с точностью до нескольких минут. Главнокомандующим на Дальний Восток был назначен маршал А.М. Василевский: «Что мне придется ехать на Дальний Восток, я впервые узнал летом 1944 года. После окончания Белорусской операции И. В. Сталин в беседе со мной сказал, что мне будет поручено командование войсками Дальнего Востока в войне с милитаристской Японией».
Победа Советской Армии в Манчжурии имеет все черты выдающейся и красивейшей по канонам военного искусства операции на полное окружение противника. Характерно принятое в западных военных учебниках название этой операции: «Августовская буря».