Один из самых компетентных авторов по данному вопросу, М. В. Чигиринова писала в журнале «Торговля» так: «Демонтаж советской системы управления качеством, утрата большого количества наработок в этой области привели к необходимости нового подхода к контролю над качеством продукции… Отличие опыта работы фирм в современных условиях от доперестроечного в том, что нет централизации в системе управления качеством и обмена опытом между предприятиями». Поговорив с матерью-диетологом о пище, я решил так же поговорить и с женой-технологом швейного производства, тем более, что читателю очень понравился стиль доверительной беседы родственников (я получил много благодарных писем).
-Знаешь – сказала мне супруга, Виктория Леонидовна Филиппова, мать двух моих детей и технолог швейного производства на ныне уже закрытой швейной фабрике «Мир» в Уфе – Был у нас такой случай. Приехали англичане, коллеги, поучать нас, как нужно работать. Привезли образцовый английский костюм. Тут и взяла нас страсть Левши: буквально за ночь мы сшили точную копию английского образца, а потом вывесили их оба. И попросили гостей найти, который из двух – привезен ими, а который с «Мира». Долго ходили англичане вокруг костюмов – и по сложным замерам качества, известным только профессионалам, выбрали тот, который считали своим, образцовым. Мы отпороли подклад – а там наша бирка: швейная фирма «Мир»…
-Бирка той фирмы, которая славилась в СССР, и которой больше нет? – уточняю я риторически. Потому что фирма «Мир» превратилась в торгово-развлекательный центр. Уникальное оборудование вывезли на металлолом. Просто в помойку полетели лекала и наработки, чертежи, собиравшиеся советскими швейницами десятилетиями…
-Советскую швейную продукцию отличали очень жесткие стандарты ГОСТА и высочайшее качество. – говорит мне жена. – Нас учили работать так, что если одна строчка будет не так пущена – бракуется вся партия товара. У советской одежды были стандарты прочности, истираемости, разрывности, у неё были гарантии многолетней исправности. Эти стандарты и гарантии были одними из самых высоких в мире. Я ещё училась по этим стандартам, и работала с теми, кто это умел делать.
-Может обыватель сам оценить качество одежды? – спрашиваю я у супруги.
-Конечно же, нет. Без специальной подготовки оценить всю комплексность качества нельзя. Ты сможешь выбрать автомобиль, не разбираясь в деталях автомобиля? Точно так же и при покупке одежды желательно брать с собой того, кто разбирается в текстиле и шитье. Вещь может казаться внешне красивой, а быть по сути рассыпающимся гнильём. И простой человек этого не заметит. Вещь может казаться красивой и крепкой, но при этом быть неэргономичной, вредной для здоровья по факторам анатомическим (китайские кривые лекала) или химическим (красители).
-Значит, повезло мне, что именно ты выбираешь мне всю одежду? На работе мне всегда делают комплименты – как я стильно одет, а особенно коллег поражает, как дешево обходится мне моя одежда…
-Я стараюсь, Саша, но после закрытия советских швейных фабрик выбирать стало особенно не из чего. Ещё Пелевин писал – довольно, кстати, неожиданно компетентно для мужчины – что все лейблы на все джинсы в нашей торговле лепят одни и те же слепые таиландские старухи. А почему слепые? Чтобы они не делали предпочтения брендам – лейблы и шитьё находят друг друга вслепую…
-Я думал, это пелевинская гипербола…
-Отчасти да, но вообще-то россиянские бутиковые вещи вытащены все из тех же тюков конфиската, что и барахло на китайских рынках. Людей просто обманывают внешним видом и брендами. Но мы-то, профессионалы, видим, что и дорогие магазины, и дешевые лотки, говоря современным языком, толкают одно и то же фуфло. Только в «дорогушниках» это делают более ярко и профессионально, чем на вещевых рынках. Эта одежда, которую нам доставляют рыночные отношения – очень яркая, внешне броская – но она калечит людей. Грубо нарушены стандарты проницаемости ткани холодом, влагой. Человек думает, что в плаще, а на самом деле тряпка промокает, как простыня, и человек простужается. Человек думает, что в пальто, а на самом деле он в тощем плаще, и мерзнет очень сильно.
-Советская вещь могла быть носима десятилетиями и сохраняла товарный вид…
-Совершенно верно, наш старый ГОСТ предполагал, что человек должен получить пальто, которое может служить не менее 15 лет, костюм, который должен служить не менее 10 лет, обувь, которой закладывался минимум в 7 лет службы. Это не миф советской пропаганды, это реальность, которую доказали наши бедняки, донашивая советские вещи вот уже более 20 лет. А им все сносу нет! Любая швейная поделка рынка за такой срок превратилась бы в пыль!
-Но некоторым нравится современная одежда…
-Понимаешь, для обывателя достаточно проверить ткани на наличие явных пороков: заплетения узелков, покрашения, маслянистых и иных пятен. Вроде как если ткань не грязна и не прорвана – вещь качественная. Это в корне неверно. На деле необходимо выявить, как будет вести себя одежда в эксплуатации: не возникнет ли пиллинга, не произойдет ли изжевывающего смятия, устойчивы ли краски к стирке и т.п.
В постсоветской реальности мы сталкиваемся с немыслимыми в советский период явлениями: ткань с прекрасными внешними свойствами теряет товарный вид даже не после первой стирки, а после весьма непродолжительного срока носки. От дамской сумки – остается след, от малейших зацепок – ворс!
Зачастую рыночная продукция легпрома изготовлена по неверным кустарным лекалам, отличается низким качеством пошива и извращенным вкусом дизайнеров, да к тому же и сопровождается низким качеством тканей. Лишь бы продать – а там пусть одежда или обувь хоть на вас развалятся!
-А нет ли тут ещё и чисто рыночного умысла? Если вещам сносу не будет – кто новые купит? А так – каждые полгода человек приходит за ботинками, рынок живет, товар отгружается…
- Есть, конечно, и это. Но самое главное – соревнование по цене. Советская швейная продукция делалась белыми работницами с правами, достоинством и требованиями современной женщины. Поэтому она – волей-неволей была дорогостоящей. Шикарной, неизносимой, но дорогостоящей. Это была во всех смыслах одежда ЗДОРОВОГО ОБЩЕСТВА, того, которое может и хочет себе позволить НАСТОЯЩУЮ ОДЕЖДУ, а не имитирующий одежду симулякр.
А что сегодня? Столкнувшись с дикой китайской и турецкой конкуренцией, построенной на рабском труде бесправных женщин, российский швейник вынужден закупать ткани заведомо низкого качества для удержания низкого уровня цены. Порой он попросту не обладает достаточными средствами для закупки качественных натуральных тканей. Опустить нашим швеям зарплату до уровня китайских или вьетнамских – заведомо немыслимо, мы не можем выдержать конкуренции по цене труда с Азией ни при каких условиях. Поэтому все наши швейные предприятия – даже в счастливой Беларуси – все же в итоге вылетают в трубу!
-Но послушай, Вика, это же невозможно! Мало ли в мире нищих, а открытая экономика делает их нищету конкурентным преимуществом! Нам, чтобы конкурировать с ними, нужно научиться жить, как они – с зарплатами рисом, без отпусков, квартир, больничных, пенсий… Да просто, элементарно, мы не хотим такой жизни! Недавно показывали азиатов, работающих в пленочных парниках: выращивают дешевые помидоры. Почему дешевые? Потому что экономия на всем: люди вповалку спят там же, где работают, спят в том, в чем работали, не моются и не переодеваются, рабочий день – по 14 часов, кушают рис без мяса… Не слишком ли дорого встанут нам в итоге дешевые помидорчики – если попытаемся с этими бедолагами конкурировать по цене?!
-Господи, Саша, да я уже не знаю, как говорить, кому, какими словами – рыночные свободы ведь всех погубят, просто кого-то раньше, а кого-то позже… Люди все равно не понимают! В России угробили швейную отрасль, выморили текстильную отрасль – все, как остолопы, погнались за дешевизной китайского и турецкого товара. А то, что штаны, извините меня, к интимным местам прилегают близко, и неверно подобранная химия красителей, синтетики может просто убить – об этом никто не думает. В сфере одежды – показуха, только показуха, и ничего кроме показухи! Снаружи понты, под ними – лихорадочное, безобразное удешевление всех материалов и операций. Плюют на потребителя, на его интересы и здоровье – лишь бы удешевить! Это же бои без правил, потому что государство самоустранилось. Частник же как думает: вот у конкурента дешевый краситель. Значит, у меня должен быть ещё дешевле! И плевать, что НИИ гигиены его не рекомендует – главное, день простоять и ночь продержаться… Вот у конкурента дешевая ткань. А у меня должна быть ещё дешевле! И плевать, что она через месяц после продаж поползет! Главное – сейчас не обанкротится, выдержать удар конкуренции по ценам!
-Видимо, деградирует и уровень профессионализма, компетентности в этой среде?
-Катастрофически! Мое поколение (супруга 1977 года рождения) ещё шло на наш факультет по зову души. Мы любили и хотели заниматься одеждой. Но все изменилось. Отрасль в руинах, у швейных машинок оказываются не профессионалы, а конченые неудачницы, которые просто больше ни в чем себя найти не смогли. И вот представь, муж, сидит такая нищая алкоголичка, кладет на машинки строчки вкривь и вкось, да ещё и проклинает будущего обладателя этой одежды. Самыми злобными проклятиями клянет того, кто ей такую проклятую жизнь создал…
-Б-р-р! Прямо вспоминается из учебников истории – «Из глаз замутненных не капают слезы, Скрежещут зубы в оскале угрозы. Германия, саван тебе мы ткем! Вовеки проклятье тройное на нем»…
-Это кто написал? Из нынешних?
-Нет, это Генрих Гейне, про силезских ткачей XIX века. Видать, недалеко мы с тех пор ушли… Или вернулись…
-Да, звучит очень современно. Я в последние годы на фабрике руководила такими швеями. Навеки упеченные в разваливающееся общежитие, без собственного жилья, с ничтожной зарплатой, без перспектив, нагулявшие детей неизвестно от кого… Мне было страшно среди них. Что с ними стало теперь – я не знаю. И что стало бы со мной, технологом более не существующей профессии без тебя – тоже не знаю…
-Ах, дорогая моя, все там будем, журналистика – тоже вымирающее ремесло… Никому не уйти от рынка: только первых он достанет сразу, а других – потом… Можно ли говорить о дефиците КАЧЕСТВЕННОЙ И ДОСТУПНОЙ ПО ЦЕНЕ ОДЕЖДЫ?
-Безусловно, дефицит остался, только он принял скрытые формы. При кажущемся обилии товаров швейной продукции на рынке существует незаполненная ниша: достаточно добротной, безопасной химически и анатомически, качественной одежды по средним ценам. Речь идет о продукции тому подавляющему большинству людей с невысокими доходами, которые, если подумать, и есть Россия, а не исключение из неё.
В связи с особенностями своих занятий многие люди нуждаются в приличной деловой одежде. Люди среднего и старшего поколения воспитаны на качественной одежде отечественного производства. Но они могут рассказывать о ней только заветные истории. Была, мол, такая страна, в которой штаны по 10 лет не протирались, а пальто по 20 лет не ветшало…
-Страна, из которой мы родом. Страна, которую мы потеряли. Страна, без которой нам сейчас плохо, а будет ещё хуже. Как, думаю, и всему человечеству – которое с нашим крахом просто потеряло всякую перспективу на будущее и замкнулось в кокон…