В конце 70-х годов прошлого века, после закрытия советской лунной программы и работ по сверхтяжёлой ракете Н1, в Советском Союзе принялись за разработку другой сверхтяжелой ракеты под названием "Энергия". Впервые она полетела в 1987 году, а в 1988 году вывела на орбиту Земли многоразовый космический корабль "Буран". Используя четыре боковых блока ускорения, эта ракета могла вывести на орбиту до 100 тонн груза. К конце 80-х годов, на её основе было спроектировано целое семейство космических ракет различной мощности, влючающее в себя ракета-носители "Энергия-М", "Энергия-2" и "Вулкан". Но из них лишь "Энергия-М" вышла за рамки чертежей.
В качестве пускового комплекса "Энергия-М" использовала имеющийся комплекс УКСС обеспечивающий запуски РН "Энергия". Для проверки достижения этой совместимости (и многих других тестов) был построен и установлен в специально построенное здание габаритно-технологичекий макет ракеты-носителя в натуральную величину, с установленным двигателем центрального блока. 25 декабря 1991 года была проведена установка макета на стартовый стол УКСС, а через два дня макет был возвращен обратно в здание Стенда Динамических Испытаний. Откатное сооружение закрылось, в месте с ним и работы по разработке ракеты.
С тех пор миновала почти четверть века, а макет по прежнему покоится внутри. Стенд Динамических Испытаний, обладая 170-ти метровой высотой, является самым высоким зданием на Байконуре. Возвышаясь белой башней над пустыней, он производит неизгладимое впечатление.
Часы остановились, окна в здании лишились стекол, внутри царит полный разгром и запустение. Однако габаритно-технологичекий макет практически не изменился за годы.
Энергия-М создавалась как замена испытаного, но "грязного" по используемому топливу ракета-носителя "Протон", при этом превосходя его в полтора раза по выводимой на орбиту массе полезного груза. Проектная величина доходила до 35 тонн на околоземную орбиту и до 6,5 тонн на геостационарную орбиту. На орбиту Луны можно было отправить 12 тонн груза.
Центральный блок ракеты-носителя "Энергия-М" состоит из топливных баков и делится на четыре отсека - переходный, межбаковый, хвостовой и двигательный. Самый верхний из них переходный - к нему крепится головной обтекатель. В межбаковом отсеке размещается аппаратура управления и телеметрии. Высота центнального блока вместе с обтекателем составляет 50,5 метров, при диаметре в 7,7.
В качестве двигателя используется один РД-0120 работающий на жидком водороде и жидком кислороде с тягой 190 тс в вакууме и 147,6 тс в атмосфере. На макет устанвлен двигатель (возможно макет) с номером N5251231155.
Ракеты-носитель установлена на стартово-стыковочный блок "Я". Этот блок служит нижней силовой опорной плитой, к которой крепятся блоки первой ступени. Таким способом обеспечивается транспортировка ракеты на транспортно-установочном агрегате, установка её в вертикальное положение на старте. Блок выполняет и функцию защитного устройства, которое предохраняет ракету-носитель от воздействия возвратных потоков работающих ракетных маршевых двигателей при старте носителя. Через стартово-стыковочный блок подаются водород, кислород, керосин, гелий, азот газообразный, фреон, масло для рулевых приводов и сжатый воздух.
Несколько взглядов на конструкции стенда - площадки и краны.
С крыши стенда открывается чудестный вид на пустыню и соседние стартовые комплексы. Ближайшим из них является комплекс с которого взлетал "Буран". А ещё раньше он использовался в советской лунной программе. Позади него можно заметить мачты УКСС - Универсальный Космический Стенд Старт, с которого и должна была улетать "Энергия-М".
С другой стороны видно здание монтажно-испытательного комплекса. Перед его входом замерла пара транспортно-установочных агрегатов - специальных железнодорожных платформ для транспортировки связки "Энергия-Буран" и "Энергия-М".
Так же я покажу великолепный панорамный вид на МЗК с хранящимися внутри многоразовыми орбитальными кораблями.
А в середине 90х годов разработчик "Энергии-М" РКК "Энергия" проиграла государственный конкурс на создание новой тяжёлой ракеты-носителя, отдав преимущества ГКНПЦ им. М.В.Хруничева с её ракета-носителем "Ангара". Но это уже совсем другая история.