11 июля 2021 года на Кубе в городах Сан-Антонио-де-лос-Баньос и Пальма-Сорьяно начались протестные акции под социальными лозунгами. Демонстранты требовали улучшения медицинского обслуживания, принятия мер по сдерживанию роста цен. Однако буквально через несколько часов шествия, к тому моменту проходившие уже в центре Гаваны, приобрели политический характер. Тысячи человек выкрикивали антикоммунистические лозунги, призывали к немедленному отстранению от власти Коммунистической партии Кубы, президента Кубы Мигеля Диаса-Канеля. В определенный момент манифестации переросли в массовые беспорядки, насильственные столкновения с полицией. По численности протестующих, по уровню насилия, события 11-12 июля 2021 года не уступают волнениям 1994 года, развернувшимся на фоне осложнения гуманитарной обстановки, вызванного крахом Восточного блока, распадом СССР и разрушением системы экономических связей Кубы.
По данным кубинского правительтва, информационное наступление на Кубу началось еще 23 июня 2021 года и до 11 июля ограничивалось виртуальным пространством. В социальных сетях распространялся хэштег SOSCuba и "Patria y vida" за авторством кубинских рэперов. В решающие часы столкновений в Гаване мировые СМИ публиковали немногочисленные кадры с места событий. Приглашенные эксперты констатировали глубокий политический кризис на Кубе, "исчерпанность политической модели" и необходимость структурных реформ. Однако об антикоммунистическом характере беспорядков практически не упоминалось: читателям предлагалось искать причины недовольства в последствиях пандемии COVID-19 и дефиците продовольственных товаров. В Twitter и Facebook циркулировали fake news: сообщалось о тысячах арестованных, о переходе полиции и армии на сторону восстания, о бегстве Рауля Кастро в Каракас. Спустя несколько дней, когда окажется, что число задержанных немногим более двухсот человек, а Рауль Кастро выступает в Гаване на митинге сторонников революции, дезориентирующие сообщения будут снабжены аккуратными подписями в духе ранней cancel culture.
К концу первого дня протестов стало очевидно, что организаторам, которых Мигель Диас-Канель справедливо назвал контрреволюционерами, не удалось закрепить даже временный успех. По призыву руководства страны на улицы вышли коммунисты, члены общественных организаций, профессиональных союзов. Вместе с полицией, которая поначалу только оборонялась, народ Кубы полностью восстановил контроль над улицами. Однако руководство Коммунистической партии Кубы, разделяя радость победы, вполне обоснованно воспринимает произошедшее как часть большой игры против социализма. И действительно, мы видим подготовку новых санкций со стороны США, активизацию старых антикоммунистических организаций, давление американцев кубинского происхождения (или, как их называют на Кубе, гусанос, черви) на влиятельных сенаторов и функционеров как Республиканской, так и Демократической партии.
В новом видео Глеб Таргонский и Владимир Зайцев анализируют события на Кубе, их причины и связи с другими политическими процессами в Латинской Америке и в мире.