1 сентября – грустный праздник. В этот день мальчишкам всего мира приходится забыть о любимых тачках и снова сесть за парту. В честь Дня знаний мы решили вспомнить самые желанные игрушки из детства – педальные автомобили с клеймом Made in USSR.
Педальные автомобильчики в СССР выпускали еще до Великой Отечественной. В 30-х годах на ГАЗе небольшими партиями собирали кабриолеты с полностью деревянным кузовом. Для продажи они, правда, не предназначались.
Зато изображенный на этом снимке "Урал" Челябинского кузнечно-прессового завода (ЧКПЗ) уже можно было купить. При наличии большой удачи или хороших знакомых. Всего с 1957-го по 1964-й было выпущено чуть меньше 70 000 таких красавцев. Не то чтобы много... В симпатичных чертах "Уральчика" явно угадываются контуры ЗИС-110.
По-настоящему массовым продуктом педальные автомобили стали лишь после того, как в 1960 году их выпуск наладили на АЗЛК, в ту пору еще носившем имя МЗМА. Правда, первый педальный автомобиль московского завода, прототипом которого официально считали "Москвич-403", на самом деле являлся не слишком лицензионной копией итальянской педальной машинки Giordani. Ну а итальянцев на творчество сподвигли футуристичные формы американского Studebaker Champion.
Как говорится, пруф-пик в студию! Так на кого все же похож первый педальный "Москвич"? На 403-й или на "Студер"?
В 1973-м педальному "Москвичу" справили рестайлинг. Шасси с возвратно-поступательным педальным механизмом осталось прежним, зато дизайн основательно переработали. В таком виде машинка и впрямь напоминала "москвичи" серии 408/412. Очень мило.
Конвейерный счет этим машинам шел уже на сотни тысяч. Кстати, весил педальный "Москвич" 13 кг, в умелых руках, а вернее, ногах, разгонялся до 8 км/ч, а стоил весомые 25 рублей. Тем не менее этот товар на полках магазинов не залеживался. А счастливые обладатели педального "Москвича" всегда вызывали гремучую смесь уважения с завистью со стороны своих не столь удачливых сверстников.
"Москвич" был безусловно самым популярным и массовым педальным автомобилем СССР, но далеко не единственным. Еще во второй половине 50-х под брендами "Ракета" и "Стрела" выпускался вот такой трехколесный гибрид летательного аппарата и рекордного автомобиля.
Еще один редкий аппарат. Педальный автомобильчик "Нева" ленинградского завода ЛАЗ. Прототип? Может, "Чайка" ГАЗ-13, может, ЗИЛ-111, а может, и Packard...
А вот угадать, на что похож педальный автомобиль "Орь", решительно невозможно. Маленькое чудовище, рожденное сном разума...
То ли дело педальная "Радуга" завода ЧКПЗ, о котором мы уже рассказывали. Пусть узнаваемого прототипа в нем опознать не получается, но у автомобильчика по крайней мере есть стиль, пропорции, грация. Истинно дизайнерская вещь!