Когда-то давно по водным просторам СССР летали прекрасные создания. Крылья несли их над самой водой, и не было на воде никого быстрее их. А затем пришла разруха, и практически всех их или уничтожили, или продали за границу. Остались только приятные воспоминания и горечь утраты. Вернутся ли они когда-нибудь?
Люди постарше прекрасно помнят, какое удовольствие доставляла поездка на «Метеоре». В сравнении с автомобильным и железнодорожным транспортом это было по-настоящему комфортно: удобные кресла, буфет с лимонадом, прогулочная палуба (радость детворы и отрада курильщиков), никакой тебе тряски, которая бывает на дорогах. Только мерный рокот мощной силовой установки и то восторженное чувство, когда с набором скорости нос судна медленно поднимался – именно в этот момент и начинался полет над водой на скорости около 65 километров в час.
История возникновения судов на подводных крыльях (СПК, просьба не путать с Союзом писателей Казахстана и станцией переливания крови) начинается в конце ХІХ века, когда во Франции господин де Ламбер испытал на Сене построенное им судно. Правда, в 1897 году мощности парового двигателя катастрофически не хватало, поэтому подняться на крылья этой лодке так и не удалось. А вот итальянцу Энрико Форланини повезло больше и уже через несколько лет после де Ламбера, в 1906-м, ему удалось добиться неслыханных скоростей на воде – 68 км/ч. Таким образом, распространенное заблуждение о первенстве СССР в изобретении СПК беспочвенно.
В 30-х и 40-х годах прошлого века в Германии работал талантливый инженер Ганс фон Шертель. После войны, когда многих сотрудников его КБ насильно вывозили в СССР, он сумел улизнуть в Швейцарию, где основал фирму «Supramar». В 1952 году было построено РТ 10 – первое в мире коммерческое судно на подводных крыльях. Однако именно СССР был впереди планеты всей по массовому выпуску пассажирских СПК и использованию их в своих водах. И этим стоит гордиться!
Собственно, в СССР транспорт начал развиваться в период послевоенного восстановления страны. Оборонка преподнесла мирным гражданам такой подарок, который никто и представить не мог, а уж загнивающий Запад от зависти покраснел, потом позеленел и едва не лопнул.
1957 год. В великой стране, победившей фашистов, небывалый подъем. Повышаются зарплаты, благодаря хрущевской оттепели восстанавливаются автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, в Объединенном институте ядерных исследований запущен самый большой в мире синхрофазотрон, а на селе развернулась очередная кампания «Догнать и перегнать!». В 1957 году началось массовое производство автомобилей ГАЗ-21. И тут, словно гром среди ясного неба, появляется «Ракета».
Совершенно новое скоростное пассажирское судно было представлено публике летом 57-го, во время проведения в Москве VI Международного фестиваля молодежи и студентов. За штурвалом был главный конструктор судна, в дальнейшем ставший отцом практически всех отечественных СПК – Ростислав Евгеньевич Алексеев. Именно он представил свое детище Хрущеву. Наверное, благодаря этой встрече (Хрущев любил технические новинки) и развивался скоростной пассажирский флот Советского Союза. Стоит отметить и тот факт, что одним из испытателей «Ракеты» был Михаил Петрович Девятаев. Да-да, тот самый летчик Девятаев, бежавший из немецкого концлагеря на угнанном бомбардировщике. Он же возглавлял экипажи первых судов на подводных крыльях.
Для Советского Союза скоростной флот был крайне необходим. Во многих областях страны не было никаких путей сообщения, кроме водных. А там, где существовали другие виды транспорта, СПК заслуженно стали своего рода символом комфорта и скорости.
С 1957-го в СССР серийно производят «Ракеты», «Метеоры», «Кометы» и «Беларуси». А уже в 70-80-х на воду спускают серийные «Восход», «Полесье», «Колхида», «Циклон». В 90-е годы выпускались суда «Олимпия» – гиганты вместимостью до 250 человек. Необходимо пояснить, что СПК были речные и морские. К речным относились «Ракета», «Метеор», «Беларусь», «Восход» (благодаря своим мореходным качествам мог выходить в прибрежные районы моря) и «Полесье». А вот «Комета», «Колхида», «Циклон» и «Олимпия» были самыми быстрыми на море и могли удаляться на несколько сотен миль от порта-убежища.
По материалам статьи Константина Табакаева