12 открыток с нарисованными в трех плоскостях самыми известными боевыми самолетами СССР времен Великой Отечественной войны. С кратким описанием характеристик на обратной стороне открытки.
Издательство: «Изобразительное искусство». Художник: В. Иванов. Год издания: 1971.
БОЕВЫЕ САМОЛЕТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
И-16, Пе-2, Ил-2, По-2 ... Для советских людей старшего и среднего поколений эти сочетания букв и цифр — нечто большее, чем просто обозначения марок самолетов. Большее, ибо за долгих 1418 дней Великой Отечественной войны жизнь советских воинов неисчислимое множество раз зависела от моторов и оружия этих самолетов, от мужества и мастерства их пилотов.
Оценить творения советских авиаконструкторов пришлось и немецким генералам, потерявшим в этой войне две трети своей авиации. Максимальная простота, экономичность и технологичность советских конструкций дали возможность быстро наладить производство боевых машин на эвакуированных в глубь страны заводах. Неумолимым грозным потоком шли на фронт самолеты, выпускаемые советскими заводами. Начиная с великой битвы на Орловско-Курской дуге, господство советской авиации в воздухе стало полным.
Но есть еще одно обстоятельство, о котором стараются умалчивать битые фашистские генералы: основные советские самолеты превосходили вражеские не только количеством, но и качеством.
Из множества типов самолетов быстро выделилась группа основных машин. Как в советских, так и в германских ВВС упор был сделан на боевые самолеты тактического назначения. В классе истребителей с двигателями водяного охлаждения «Мессершмиттам-109» противостояли наши ЯКи. В классе истребителей с двигателями воздушного охлаждения против «Фоккевульфов-190» дрались самолеты конструкции Лавочкина. Пикирующие бомбардировщики «Юнкерс-88» встретили сильных соперников — Пе-2. Наконец, против немецких штурмовиков-пикировщиков — «Юнкерс-87» и дальних двухмоторных бомбардировщиков «Хейнкель-111» мы выставили великолепные штурмовики и дальние бомбардировщики конструкции Ильюшина.
Созданные накануне войны или в ее разгаре советские самолеты оказались самыми совершенными боевыми машинами военных лет. Наши основные самолеты превосходили немецкие не только по простоте и технологичности, но и по скорости и вооружению. Советская авиация имела более высокую культуру аэродинамики и веса. Советские истребители раньше, чем истребители других стран, получили пушечное вооружение: автоматические пушки калибра 20, 37, 45 мм. Советская авиация первая применила ракетные снаряды.
В сражениях Великой Отечественной войны столкнулись не только две идеологии, не только мужество и отвага солдат, искусство и воля военачальников, но и опыт, талант конструкторов — создателей боевой техники.
В подборке художника В. Иванова представлены точные изображения советских боевых самолетов. Давно сняты они с вооружения нашей армии, но эти уже кажущиеся архаичными машины, это «старое, но грозное оружие» достойно того, чтобы навсегда сохраниться в памяти советского народа, выстоявшего и победившего в беспощадной схватке с фашизмом.
Примечания: 1) На изображенных самолетах голубая половина — вид снизу, а зеленая — вид сверху. 2) На всех открытках вид самолета спереди выполнен в более мелком масштабе, чем две другие проекции.
И-16. Конструктор Н. Поликарпов, 1933 год.
Основной многосерийный советский истребитель начала Великой Отечественной войны, первый советский скоростной самолет с убирающимся шасси, винтом переменного шага и броневой защитой за спиной пилота. Боевое крещение И-16 получил в Испании. На таких модернизированных машинах начали свой боевой путь дважды Герои Советского Союза Б. Сафонов, Г. Кравченко, А. Ворожейкин и многие другие. Скорость последних модификаций около 500 км/час, вооружение — две пушки 20 мм и два пулемета 7,62 мм.
И-153 — «Чайка». Конструктор Н. Поликарпов, 1938 год.
Единственный в СССР серийный биплан с убирающимся шасси и самый скоростной в мире истребитель-биплан. На «Чайке» в боях на Халхин-Голе в 1939 году были впервые опробованы ракетные снаряды, а в 1940 году на них испытывались прямоточные реактивные двигатели. В суровом сорок первом советские летчики на «Чайках» сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Максимальная скорость — 443 км/час, вооружение — четыре пулемета 7,62 мм.
Ил-2. Конструктор С. Ильюшин, 1939 год.
Самолет, равного которому не имела ни одна из воюющих стран. Сделав фюзеляж в виде броневой коробки, к которой пристыковывались крыло и хвостовое оперение, Ильюшин создал настоящий «летающий танк», способный наносить сокрушительные удары по любым наземным целям: танкам, артиллерии, дотам, блиндажам и т. д. Не случайно этот штурмовик стал самым массовым самолетом Великой Отечественной войны. «Черная смерть» —так называли его гитлеровцы. Скорость — 420 км/час; вооружение — две пушки 23 мм, два пулемета в крыле, один пулемет в кабине стрелка-радиста и 400—600 кг бомб. Под крыльями самолета было установлено также ракетное оружие — восемь снарядов 82 мм калибра.
Ил-4. Конструктор С. Ильюшин, 1938 год.
Основной советский дальний бомбардировщик времен Великой Отечественной войны. В 1939 году летчик В. Коккинаки установил на нем несколько мировых рекордов грузоподъемности и совершил перелет СССРСША. Конструкция самолета не претерпела существенных изменений в течение всей войны. Советские летчики на ИЛ-4 участвовали в первом налете на Берлин в августе 1941 года и бомбили фашистскую столицу в 1945 году. Скорость — 445 км/час, вооружение — один пулемет 12,7 мм, два пулемета 7,62 мм и 1000 кг бомб.
Ла-5. Конструктор С. Лавочкин, 1942 год.
Основной советский истребитель времен войны с двигателем воздушного охлаждения. Обладая легким управлением, большой скоростью и хорошей маневренностью, Ла-5 нес мощное пушечное вооружение. Именно на этой машине трижды Герой Советского Союза И. Кожедуб уничтожил 62 немецких самолета. Скорость — 650 км/час, вооружение — две пушки 20 мм. В дальнейшей модификации (с более мощным мотором, тремя пушками) самолет получил название Ла-7. За счет лучшей аэродинамики скорость его возросла до 680 км/час.
МиГ-3. Конструкторы А. Микоян и М. Гуревич, 1940 год.
Высотный истребитель со смешанной фанеро-металлической обшивкой, самый скоростной самолет начала войны. На МиГ-3 начал свой боевой путь трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин и именно на МиГ-3 22 июня 1941 года в первые минуты войны летчик Д. Кокорев совершил первый таран в Великой Отечественной войне. Скорость — 640 км/час, вооружение — один пулемет 12,7 мм, два пулемета 7,62 мм.
Пе-2. Конструктор В. Петляков, 1940 год.
Основной многосерийный советский ближний бомбардировщик Великой Отечественной войны. По скорости почти не уступал вражеским истребителям. На Пе-2 летали летчицы знаменитого женского бомбардировочного полка под командованием М. Расковой. Скорость —до 540 км/час, вооружение —три пулемета 12,7 мм, два пулемета 7,62 мм и 600 кг бомб.
Пе-8. Конструктор В. Петляков, 1939 год.
Тяжелый бомбардировщик, во многом опередивший знаменитые зарубежные бомбардировщики второй мировой войны. У немцев вообще не было серийных машин такого класса, а английские ланкастеры и американские либерейторы уступали Пе-8 и по взлетному весу, и по бомбовой нагрузке, и по дальности, и по высоте. Но в годы Великой Отечественной войны целесообразнее было сосредоточить усилия авиационной промышленности на массовом выпуске боевых самолетов тактического значения, и постройку Пе-8 прекратили. Скорость — 450 км/час, вооружение — две пушки 20 мм, два пулемета 12,7 мм, от 2 до 5 тонн бомб.
По-2 (У-2). Конструктор Н. Поликарпов, 1928 год.
Один из самых удивительных советских самолетов, участвовавших в Великой Отечественной войне. Начиная с 1928 года производство этих самолетов продолжалось долгие годы. Этот единственный и неповторимый случай в истории мировой авиации объясняется совершенством конструкции самолета. Универсальность конструкции, заложенные в ней большие возможности позволили использовать По-2 (У-2) для выполнения самых различных задач. По-2 был связным самолетом, ночным корректировщиком артиллерийской стрельбы, разведывательным, пропагандистским, санитарным самолетом и легким ночным бомбардировщиком. На самолетах По-2 в годы войны летали летчицы женского авиаполка легких ночных бомбардировщиков под командованием Е. Д. Бершанской. Двадцать три летчицы этого полка были удостоены звания Героя Советского Союза. Скорость самолета — 146 км/час, вооружение — пулемет 7,62 мм и 300 кг бомб.
СБ. Конструктор А. Архангельский под руководством А. Туполева, 1935 год.
Первый советский серийный фронтовой бомбардировщик, цельнодюралевый с хорошими аэродинамическими формами и первый бомбардировщик с убирающимся шасси. Отличался великолепной для бомбардировщиков тех лет скоростью. Боевое крещение получил в Испании, в строю находился до 1943 года. Скорость — 424 км/час, вооружение — четыре пулемета 7,62 мм, более 500 кг бомб.
Ту-2. Конструктор А. Туполев, 1943 год.
Этот самолет стал родоначальником большого семейства машин. Задуманный как пикирующий бомбардировщик он оказался весьма универсальным. Оборудованный фотоаппаратурой, он применялся для воздушной разведки. Подвеска торпед превращала его в торпедоносец, а установка носовой пушки (в 37 или 45 мм) — в штурмовик. ТУ-2 — переходная ступень между уходящей поршневой и грядущей реактивной авиацией. Первый реактивный бомбардировщик Ту-12 был создан именно на базе Ту-2. Скорость — 547 км/час, вооружение — две пушки 20 мм, три пулемета 12,7 мм и 1000 кг бомб.
Як-3. Конструктор А. Яковлев, 1943 год.
Самый легкий и маневренный истребитель второй мировой войны, созданный на базе Як-1, превосходивший вражеские машины в скорости, в скороподъемности, вертикальном и горизонтальном маневрах. На Як-3 летали летчики эскадрильи «Нормандия-Неман». Скорость последних модификаций — 720 км/час, вооружение — две пушки 20 мм.