75 лет назад 19 апреля 1943 года была создана легендарная советская военная контрразведка «СМЕРШ». Эта короткая ёмкая аббревиатура из пяти букв наводила ужас на врагов. «СМЕРШ» существовал недолго, с 1943-го по 1946 годы, однако опыт, накопленный контрразведчиками в эти трудные времена, трудно переоценить.
По мнению историков спецслужб, основное достижение контрразведки «Смерш» состоит в том, что ни одна операция Красной Армии не была сорвана по причине действий вражеских спецслужб. Ни один стратегический план советского командования не стал известен врагу. Кроме того, не произошло ни одного антисоветского выступления ни в рядах Красной Армии, ни в ее тылу, на что так надеялись в Германии. Фактически, благодаря созданию «Смерш» в Советском Союзе в условиях войны была выстроена четко работавшая система противодействия механизму разведки и диверсий, созданному гитлеровцами и в течение многих лет отточенному в разных странах.
За последние 25 лет появилось немало книг, в названии которых употребляется слово «Смерш». В большинстве излагаются по большей части домыслы, мифы и легенды. О реальной же деятельности военных контрразведчиков в годы Великой Отечественной войны на самом деле известно не так уж много.
Во время СССР основную информацию о смершевцах можно было узнать лишь из книги В. Богомолова «Момент истины. В августе 1944-го» и из художественного фильма, снятого по материалам этой книги. Создание «Смерш» весной 1943 года было продиктовано событиями, произошедшими к тому времени на фронтах Великой Отечественной. Прежде всего, речь шла об изменении стратегической обстановки в пользу Красной Армии. Было ясно, что теперь она будет идти вперед и освобождать ранее захваченные вермахтом районы страны. Кроме того, на освобождаемых территориях находились различные подпольные националистические организации, незаконные вооружённые формирования, преступные группы. Здесь затаилось немалое количество агентов разведывательных органов противника, немецких пособников, изменников Родины и предателей. Указанные лица предпринимали попытки легализоваться, в том числе путем поступления на военную службу в части и соединения Красной Армии и даже в учреждения и войска НКВД. После недолгих консультаций, проводившихся в марте-апреле 1943 года внутри аппарата НКВД СССР, для руководства страны были подготовлены проекты соответствующих изменений и структурных схем новых ведомств.
19 апреля 1943 года Иосиф Сталин подписал постановление СНК СССР, в соответствии с которым Управление особых отделов НКВД (УОО) было передано в Нар- комат обороны и реорганизовано в Главное управление контрразведки (ГУКР) НКО «Смерш». Начальником Главного управления контрразведки «Смерш» НКО СССР был назначен В.С. Абакумов, а его заместителями – П.Я. Мешик, Н.Н. Селиванов- ский и И.Я. Бабич. 9-й (морской) отдел УОО НКВД был преобразован в Управление контрразведки (УКР) НК ВМФ «Смерш», а 6-й отдел УОО НКВД, оставаясь в системе Наркомата внутренних дел, был преобразован в Отдел контрразведки (ОКР) НКВД «Смерш», подчинявшийся лично наркому Л.П. Берии. Главное управление контрразведки «Смерш» НКО, УКР НК ВМФ, ОКР НКВД юридически просуществовало около трех лет. С точки зрения истории – срок крайне малый. Но эти три года были наполнены тяжёлой самоотверженной работой по обеспечению безопасности тылов Действующей армии, по розыску диверсантов и шпионов, борьбе с дезертирами.
За годы Великой Отечественной войны своей самоотверженной службой сотрудники контрразведки «Смерш» вписали одну из самых ярких и славных страниц в историю советской военной контрразведки. Только в период с 25 октября по 1 декабря 1944 года органами «Смерш» Действующей армии в расположении частей советских войск и на освобождённой территории было арестовано 776 агентов германской разведки и контрразведки, сброшенных на парашютах или оставленных немцами при отступлении. Вот что значит на деле быть лучшей спецслужбой XX века! Сегодня в живых осталось менее сотни ветеранов контрразведки СМЕРШ. Тех самых, о которых в эпиграфе к своему замечательному роману «В августе сорок четвёртого» писатель-фронтовик Владимир Осипович Богомолов написал: «Немногим, которым обязаны очень многие».