На Украине «нет национального бреда»... «Мы можем с гордостью сказать, что являемся психически устойчивым народом. Мы руководствуемся в жизни не сказками, не мифами, а фактами, реальностью, здравым смыслом. Мы не даем миру понять, что мы лучше всех, что у нас какие-то особые права и притязания. Украинцы — вменяемы, нормальны. Иными словами — современные европейцы. По нынешним временам это можно считать главным нашим достоянием», — сказал Л. Д. Кучма в интервью газете «Голос Украины».
При этом он убежден, что Россия фактически предъявила Украине ультиматум.
«Президент России повел себя так, словно никаких договоренностей в Минске не было. Нам фактически предъявлен ультиматум. Или мы примем его условия и прекратим всякое сопротивление, или перестанем существовать как независимое государство. Он дал понять, что не остановится ни перед какими потерями и затратами в достижении своей цели, а эта его цель теперь яснее ясного. Это ультиматум не только нам, но всему западному миру», — сказал он в интервью газете «Голос Украины».
«Дай Бог, чтобы я ошибся в своих оценках», — добавил он.
Партком: без комментариев.
Л. Д. Кучма 10 октября 2001 г. ответил журналистам на вопросы о причинах авиакатастрофы 4 октября 2001 года Ту-154 российской авиакомпании «Сибирь», летевшего из Тель-Авива в Новосибирск и сбитого украинской ракетой над Чёрным морем, в которой погибли 78 человек:
«Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, все будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу».
Высказывание украинского президента «есть трагедии и большего масштаба» шокировали мировое сообщество. Заявление Л. Д. Кучмы вызвало гневную реакцию официального Израиля. Пресс-секретарь израильского премьер министра Ариэля Шарона так прокомментировал заявление украинского президента: «Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения. Погибло 78 человек, большинство из которых были израильтянами — для нас это величайшая трагедия».