Тема украинского конфликта сегодня наполняет информационное пространство. В средствах массовой информации, блогах, на страничках в социальных сетях идёт бурное обсуждение того, что происходит на Украине. Люди, для которых Украина и украинцы – это не просто географически-этнографические термины, стараются разобраться, откуда идёт эта странная волна, больше похожая на массовое помешательство? Откуда выбралась вся эта мерзость, которую некоторые дамы и господа упорно называют украинской демократической властью? И откуда вдруг у миллионов жителей Украины на глазах «выросли» шоры, заставляющие смотреть только в одном, выгодном ставленникам киевских самозванцев, направлении?
Вопросов много, и каждый из них требует своего ответа. Но есть, по меньшей мере, одна составляющая, которая проливает свет на то, что сегодня происходит в соседнем государстве. И эта составляющая – непреодолимое желание всех без исключения украинских властей эпохи «незалежности» насадить в головах представителей народа идею о некой исторической обособленности государства Украина, об исключительности украинской нации, культуры, истории, науки; насадить идею о том, что именно «самостийность» - это величайший атрибут государства с каждым отдельно взятым его гражданином.
Конечно, в том, чтобы воспитывать чувство патриотизма, нет ничего плохого. Патриотическое воспитание – это один из важнейших этапов формирования целых поколений, которые принимают (готовятся принять) участие в развитии государственности. Но весь вопрос в том, на каком фундаменте ведётся такое воспитание? Насколько устойчивым окажется здание под названием «государство», если его на таком фундаменте возводить?
Знакомство с «фундаментом» сегодняшней Украины лучше вести в плоскости украинского гуманитарного образования. Для такого знакомства стоит выбрать массив школьных учебников по истории Украины, по которым учились и продолжают учиться украинские дети, ведь именно рекомендованные профильными госведомствами учебники истории как нельзя лучше отображает процесс и направление патриотического воспитания в любой стране мира.
Перед тем как перейти к непосредственному рассмотрению «фундамента» украинского патриотического воспитания, стоит познакомиться с одним из этапов урока истории для средних классов, прошедшем не так давно в одной из украинских школ. Речь учителя была записана учащимся, находившимся в тот момент в классе, и выложена в сеть.
Приводим текстовый вариант записи.
Учитель: Вот эти сепаратисты, это те, кто стремится расколоть государство на мелкие части. Так вот это, в основном, российские спецслужбы. Это сюда засылаются российские спецслужбы, это военные, которые мобилизуют вокруг себя каких-то там, значит, бандитов, каких-то там ещё отморозков, платят деньги каким-то безумным бабушкам, которые стоят на площади и орут. Понимаете? Это… Вот это называется сепаратисты. То есть они к нашей стране не имеют никакого отношения, абсолютно. А кричат они, а в России они все кричат, что они, их притесняют бандеровцы. Вот… Они кричат, что придут бандеровцы, их всех расстреляют, убьют - чушь полная!
Кто такой Бандера?.. Раньше Украина, перед войной, вот этой… перед Великой Отечественной войной, с фашистами, она была поделена на две части. Была Восточная Украина, которая была присоединена к Польше, то есть, Западная… И была Восточная, которая была присоединена к России. То есть, не было единой Украины. И перед войной российские войска вошли в Украину, соединили две её части, Восточную и Западную в одну Украину.
Ученики: а как?..
Учитель: Ну как, подписали политическое соглашение. То есть Украина одна стала… Но эти же русские войска пришли, вот те, которые сейчас Крым захватили, вот эти, они пришли в Западную Украину и стали массово расстреливать всех, кто говорил на украинском языке. Они не щадили никого, и женщин и детей... Только те украинские… И вот тогда появился вот этот Бандера...
Ученик: Степан Бандера сбежал из тюрьмы, и он вообще как бы…
Учитель: Кто он такой – Степан Бандера? А вот я скажу: этот человек очень… Как только начинаю говорить – руку поднимает, как только надо говорить, руку опускает (обращается к одному из учеников)…
Это очень, очень интеллигентный и очень образованный. Он сплотил мозг Украины. И вот тогда, когда он стал, когда бороться против вмешательства русской, русских в дела украинского государства. Как и сейчас русские лезут в нашу украинскую землю, только это ж не русский народ, а это именно только войска, военные. Они хотят отсоединить опять Восточную Украину, опять расколоть её на два государства... Вот это и да… Поэтому Бандера и те, кого называют бандеровцами, это патриоты своей родины, они отстаивали интересы Украины. А то, что русские пишут, что бандеровцы расстреливают русское население, так это бред полный, просто, никто никогда русское население ничего не расстреливал. Их расстреливали русские, это вот те, которые бросали, издевались над людьми, бросали людей в тюрьмы, издевались над ними, вот они их расстреливали. А Бандера вместе со своими сообщниками, они боролись против них, они никогда не убивали простых людей, никогда! Они наоборот защищали их права. Так… Да, Бандера – это очень образованный человек…
Интересно, с какой именно целью велась эта запись: либо ученик хотел подчеркнуть непрофессионализм «исторички» (назвать учителем эту даму язык не поворачивается), либо, на самом деле, решил, что «историчка» открывает миру правду…
В общем, патриотический фундамент здесь, как видно, особенный… Основывающийся на фразах: «их расстреливали русские», «русские лезут в нашу украинскую землю», «Бандера – очень интеллигентный и образованный человек» и «сплотил мозг Украины». «Историчке» явно пять баллов от «Правого сектора»… Кто бы ещё «сплотил мозг» самой учительницы?..
Теперь для понимания «патриотического воспитания» – к украинским учебникам. Представляем вашему вниманию выдержки из различных учебных пособий по истории Украины.
Учебник «История Украины. Введение в историю. 5 класс», автор В.С.Власов.
Перевод с украинского. Учебник рекомендован Министерством образования и науки, молодёжи и спорта Украины (приказ Министерства образования и науки, молодёжи и спорта Украины от 04.01.2013 г. № 10).
В 1951 г. в Украине под руководством Сергея Лебедева создана первая в Европе электронно-вычислительная машина – компьютер.
Ну, написал бы автор учебника хотя бы «в Киеве» - нет вопросов. Но, видимо, решил усилить укроэффект, написав «в Украине».
Княгиня Ольга – единственная женщина, которой выпало держать государственный руль за тысячелетнюю историю государства на наших землях.
Руль, так руль… Российские императрицы, конечно, за этот руль не держались…
В начале 19 в. в той части Украины, которая находилась в составе Российской империи…
То есть была в начале 19 в. и ещё некая часть «Украины»… Ведь именно так рассуждала учительница на представленной записи…
Что такое Конституция Украины?
А вот это для Украины вообще философский вопрос… Приучают философствовать с 5-го класса?..
Учебник «История Украины. 9 класс». Автор О.К.Струкевич. Перевод.
Новые украинцы были очень образованными людьми, знали положение дел не только в Украине и России, но и в Европе.
«Новые русские» - слышали. «Новые украинцы» - кто такие?..
Само новое украинство стало творцом украинского проекта по преобразованию украинского этноса в нацию, а Малороссии и Галицкой Руси – в Украину.
Корень «укр» - 4 раза в одном предложении. Воспитание патриотизма на многократности повторения…
…ликвидация автономии Слобожанщины и Гетманьщины, разорение Запорожской Сечи… дали возможность Российской империи укрепиться за счёт включения украинских территорий в свой состав и за счёт их эксплуатации. Чтобы воспользоваться богатствами Украины и, прежде всего, человеческими ресурсами, Российской империи необходимо было сжать их в крепкие тиски российского административно-территориального устройства.
Какую именно часть украинского «человеческого ресурса» зажимала в «крепкие тиски» Российская империя, Струкевич не упоминает…
Учебник «История Украины. 11 класс». Автор О.К.Струкевич, И.М.Романюк и др.
В Западной Украине советский тоталитарный режим столкнулся с обществом европейской цивилизации.
Как говорится, это без комментариев.
Учебник «История Украины. 11 класс». Авторы Е.И.Пометун, Н.Н.Гупан
Накануне Второй мировой войны этнические украинские земли находились в составе 5-ти государств с разным социально-политическим строем.
«Этнические украинские земли» - интересный оборот, не правда ли… По этой логике «этнические земли», например, армян (земли, где проживают армяне) - это пространство от Сан-Франциско до Сиднея. Так? Тогда в составе скольких государств армянские (а также еврейские, арабские, цыганские и т.д.) земли находятся сегодня?.. А чья «этнически» земля Косово – неужели албанская?
Бандеровцы опирались на силы и возможности народа.
Интересно, какого именно?
В общем, преподнесение истории украинскому подрастающему поколению даёт повод усомниться в надёжности государственного фундамента «незалежной» Украины. И трещины в этом фундаменте проявляют себя именно сегодня (хотя какие там трещины – уже настоящие зияющие дыры!), ибо невозможно строить единую страну, продолжая на каждом историческом этапе заниматься выискиванием виновных, причём виновных исключительно за пределами «этнических украинских земель». Пора нынешней Украине не биться в схватке с собственной историей, а учить исторические уроки.
О реальных исторических уроках. Один из них – от литературного классика Константина Паустовского. Весьма примечательные отрывки из «Книги о жизни». Сколько лет прошло, а суть для Украины, похоже, не поменялась… Судя, по всему, в Киеве давно не перечитывали классика.
Петлюровцы распускали слухи, будто французы уже идут на выручку Киеву, будто они уже в Виннице, в Фастове и завтра могут появиться даже в Бояре под самым городом бравые французские зуавы в красных штанах и защитных фесках. В этом клялся Петлюре его закадычный друг французский консул Энно.
Слухи при Петлюре приобрели характер стихийного, почти космического явления, похожего на моровое поветрие. Это был повальный гипноз.
Слухи эти потеряли своё прямое назначение - сообщать вымышленные факты. Слухи приобрели новую сущность, как бы иную субстанцию. Они превратились в средство самоуспокоения, в сильнейшее наркотическое лекарство. Люди обретали надежду на будущее только в слухах. Даже внешне киевляне стали похожи на морфинистов.
При каждом новом слухе у них загорались до тех пор мутные глаза, исчезала обычная вялость, речь из косноязычной превращалась в оживлённую и даже остроумную.
Были слухи мимолетные и слухи долго действующие. Они держали людей в обманчивом возбуждении по два-три дня.
Даже самые матерые скептики верили всему, вплоть до того, что Украина будет объявлена одним из департаментов Франции и для торжественного провозглашения этого государственного акта в Киев едет сам президент Пуанкаре или что киноактриса Вера Холодная собрала свою армию и, как Жанна д'Арк, вошла на белом коне во главе своего бесшабашного войска в город Прилуки, где и объявила себя украинской императрицей.
Одно время я записывал все эти слухи, но потом бросил. От этого занятия или смертельно разбаливалась голова, или наступало тихое бешенство. Тогда хотелось уничтожить всех, начиная с Пуанкаре и президента Вильсона и кончая Махно и знаменитым атаманом Зеленым, державшим свою резиденцию в селе Триполье около Киева.
Эти записи я, к сожалению, уничтожил. По существу это был чудовищный апокриф лжи и неудержимой фантазии беспомощных, растерявшихся людей.
Киев, как это с ним бывало довольно часто, оказался без власти. Произошла, как говорят театральные рабочие, "чистая перемена декораций", но никто не мог угадать, что она сулит изголодавшимся гражданам. Это могло показать только время.
К.Г.Паустовский. Книга о жизни. Начало неведомого века. Фиолетовый луч.
Автор Володин Алексей