Как говорил В.И. Ленин, социалистическая революция в России дело отнюдь не только местное, а в основных чертах и международное. Она дала жизнь первому в мире государству рабочих и крестьян, поэтому все другие коммунистические партии должны изучать положительный опыт большевиков, а Советская Россия должна быть маяком, примером для всех угнетенных и эксплуатируемых. Радует то, что опыт большевиков помнят и изучают не только в странах бывшего СССР, но и в Европе, где после нескольких неудачных попыток социалистических революций, жестоких репрессий к коммунистам больший вес приобрели социал-демократы, фашисты, позднее - еврокоммунисты и либералы, а в Испании еще и анархисты. Но и большевистское течение живо, что доказывает тема нижеприведенного перевода.
Грамотность в СССР
Отсутствие образования у рабочих в России после революции 1917 года было проблемой первостепенной важности, которая возникала перед лицом строительства зарождающейся советской власти. Неграмотность населения была почти общей (около 80% населения не умело ни читать, ни писать), поэтому меры были безотлагательными. 26 октября 1917 года ЦК партии учредил на II Съезде Советов в Петрограде Народный комиссариат образования с целью искоренения безграмотности и содействия всеобщему школьному обучению.
Через несколько дней народный комиссар по образованию писал:
“Повсюду в России, среди городских рабочих в особенности, но также и среди крестьян, поднялась могучая волна культурно-просветительного движения, множатся без числа рабочие и солдатские организации этого рода; идти им навстречу, всемерно поддерживать их, расчищать путь перед ними — первейшая задача революционного и народного правительства в области народного просвещения.”
Луначарский, газета “Правда”, 29 октября 1917 года
"Задача государственной комиссии состоит во взаимодействии и поддержке; она должна организовать в национальном масштабе источники материальной, идеологической и моральной поддержки муниципальных и частных учебных заведений, и особенно учреждений рабочего класса.”
Декрет о народном образовании
Были созданы избираемые народом учебные советы, которые отвечали за организацию в своих районах управления образованием. Через год была создана Единая Трудовая Школа, где все учебные заведения перешли в ведение Комиссариата с целью создания единой образовательной сети, которая была бы стандартизированной и связанной с производством. Для этого были национализированы все частные центры, большинство из которых принадлежало церкви, и было обеспечено двухуровневое обучение всех детей в возрасте от 6 до 17 лет. Образование стало бесплатным для всего народа, и прекратилась связь, соединяющая его с религией, а также было устранено различие между физическим трудом и интеллектуальной деятельностью. Они выделили новые методы обучения и оценки, которые не использовались до тех пор и полностью сломили метод обучения царизма.
Несмотря на эти реформы, уровень безграмотности был настолько высок, что Ленин учредил ликбез или "ликвидацию безграмотности" в конце 1919 года, когда для всего населения в возрасте от 8 до 50 лет стало обязательным обучение родному языку. Благодаря этой кампании, продолжавшейся два десятилетия, планировалось обеспечить грамотность различных слоев общества (рабочих, крестьян, молодежи и т.д.) путем установления конкретных процентных долей грамотности, которые должны были быть достигнуты в определенный период.
Для этой кампании жизненно важно было повысить понимание молодежи о их способности взяться за эту сферу. Ленин в своем выступлении на III съезде коммунистической молодежи сказал следующие слова:
"На нескольких примерах, взятых из опыта работы той или другой организации молодежи, я покажу вам наглядно, как это воспитание коммунизма должно идти. Все говорят о ликвидации безграмотности. Вы знаете, что в стране безграмотной построить коммунистическое общество нельзя. Недостаточно того, чтобы Советская власть приказала или чтобы партия дала определенный лозунг, или чтобы бросить известную часть лучших работников на это дело. Для этого нужно, чтобы само молодое поколение взялось за это дело. Коммунизм состоит в том, чтобы та молодежь, те юноши и девушки, которые состоят в Союзе молодежи, сказали бы: это наше дело, мы объединимся и пойдем в деревни, чтобы ликвидировать безграмотность, чтобы наше подрастающее поколение не имело безграмотных. Мы стремимся к тому, чтобы самодеятельность подрастающей молодежи была посвящена на это дело.
Вы знаете, что скоро превратить Россию из темной безграмотной страны в грамотную нельзя; но, если за это дело возьмется Союз молодежи, если вся молодежь будет работать на пользу всех, тогда этот союз, объединяющий 400 000 юношей и девушек, имеет право называться Коммунистическим союзом молодежи.”
Выступление Ленина на III съезде Коммунистической молодежи России (Москва, 1920 г.)
Результаты кампании по ликвидации безграмотности были исключительными:
– 1917: 25,2% грамотных (37,9% мужчин и 12,5% женщин);
– 1926: 51% грамотных (65,4% мужчин и 36,7% женщин);
– 1939: 81,1%-89,7% грамотных;
– 1950 (десятилетие): почти 100% грамотных.
За 20 лет число людей, умеющих читать и писать, увеличилось примерно на 60%, охватив почти все население. Но уровень образования трудящихся не остался на месте - с 20-х по 50-е годы число мужчин и женщин, которые получили среднее образование, увеличилось на 40%, как показано в таблице ниже.
Важность образования всех трудящихся была также отражена в одной из статей Советской Конституции 1936 года:
Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается всеобще-обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.
Эта статья показывает, какие большие усилия приложило советское правительство для воспитания масс не только в чтении и письме, но и в конкретных профессиях. Советский Союз позволил всему населению иметь свободный доступ к высшему образованию и позволял развивать свои знания, связывая это обучение с практикой и производством.
Нет сомнений в том, что правительство Ленина и впоследствии Сталина блестяще справилось с безграмотностью населения. Без этих показателей невозможно понять, как социализм сумел привести советские народы в авангард человечества.
Daniel Alonso
Оригинал
Перевод Ю.Пыльцов