30 декабря 2017 года всё прогрессивное человечество отметило 95-летие со дня образования великой державы — Союза Советских Социалистических Республик. Ещё на заре Советской власти её ярый и ненавистный враг У. Черчилль говорил: «Этого младенца надо уничтожить ещё в колыбели». И силы, враждебные социализму и его непосредственному носителю — трудовому народу, начиная с внутренней контрреволюции до внешних врагов, не раз пытались задушить первое в мире социалистическое государство. Но оно оказалось не только жизнеспособным, но и созидательным. Побывавший в Советской России в годы Гражданской войны английский писатель Герберт Уэллс в 1920 году писал: «Сомнительные авантюристы, терзающие Россию при поддержке западных держав, — Деникин, Колчак, Врангель — не руководствуются никакими принципиальными соображениями и не могут предложить какой-либо прочной, заслуживающей доверия основы для сплочения народа. По существу, это просто бандиты. Коммунисты же, что бы о них ни говорили, — это люди идей, и можно не сомневаться, что они будут за свои идеи бороться. Сегодня коммунисты морально стоят выше всех своих противников».
Государство, созданное народом
I Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 года принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Началось совместное строительство социализма силами десятков народов, объединившихся в Союз Советских Социалистических Республик. Экономическую основу социализма составляла общественная собственность на средства производства. Она позволила сконцентрировать материальные, финансовые средства и трудовые ресурсы советского общества на решении крупномасштабных экономических и социальных программ. В.И. Ленин говорил: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».
Под руководством партии во главе с В.И. Лениным было создано многонациональное социалистическое государство. Оно организовалось на добровольных началах, на основе сохранения национального суверенитета каждой советской республики, вошедшей в состав Союза. На II Всесоюзном съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в 1924 году была принята первая Конституция СССР.
Окончательное формирование Советского Союза закончилось к 1940 году, когда в его состав вошли три прибалтийских государства. Тогда СССР объединял 16 суверенных союзных Советских Социалистических Республик, в состав которых входили 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 национальных округов.
Советский общественный строй исключал эксплуатацию человека человеком, анархию производства и связанные с нею экономические кризисы и безработицу. Ему соответствовала политическая система из государственных органов и массовых общественных организаций, руководимых Всесоюзной коммунистической партией (большевиков).
Вторая Конституция страны была принята на VIII Чрезвычайном съезде Советов СССР 5 декабря 1936 года в связи с успешным строительством социализма и ликвидацией эксплуататорских классов. Третья Конституция СССР была принята в 1977 году. Каждая из них гарантировала:
1. Право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой в соответствии с количеством и качеством труда. Предоставление этого гарантированного права гражданам СССР стало стимулом для творчества, рационализаторства и энтузиазма трудящихся масс. Именно в СССР впервые возникло социалистическое соревнование. Труд стал делом чести, делом славы, доблести и геройства.
2. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на движимое и недвижимое имущество.
3. Право на отдых. Государство гарантировало ежегодные отпуска с сохранением заработной платы и предоставлением в распоряжение трудящихся санаториев, профилакториев, домов отдыха и других оздоровительных и культурных учреждений. При этом путёвки в них предоставлялись в основном бесплатно за счёт профсоюзов и других организаций.
4. Право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и утраты трудоспособности.
5. Право на образование. Государство гарантировало бесплатные среднее и высшее образование и стипендии студентам, а также обучение в школах на родном языке.
6. Право на свободу слова, печати, совести, собраний и митингов.
7. Право на объединение в общественные организации.
8. Право избирать и быть избранным в Советы депутатов трудящихся и народные суды.
9. Гарантия на полное равноправие всех граждан, в том числе женщин.
10. Гарантия на неприкосновенность личности, жилья и тайны переписки.
Согласно Конституции СССР, высшими органами государственной власти являлись Верховный Совет СССР и избираемый им Президиум Верховного Совета СССР. Они формировали правительство — Совет Министров Союза ССР, избирали Верховный суд, назначали Генерального прокурора СССР. Все эти органы были подотчётны Верховному Совету СССР, который имел контролирующие функции. При нём создавались следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Наиболее важные законопроекты принимались после всенародного обсуждения.
Рабочие и колхозники составляли большинство депутатов в Верховном Совете СССР. Например, среди народных избранников высшего органа власти десятого созыва (1979 год) доля рабочих и крестьян составляла 51,1%. Однако разница между буржуазным парламентаризмом и советовластием не только в классовом составе депутатского корпуса. В СССР народные избранники оставались тесно связанными с народом, так как они продолжали трудиться на своих рабочих местах. Высший орган власти был не профессиональным, а органом трудящихся. Буржуазные же парламентарии сидят на шее налогоплательщиков, имея высокие жалованья и привилегии в виде квартир, машин и т.п. При этом качество принимаемых законов ничуть не выше тех, по которым жила Советская страна без «профессионального» парламента.
К тому же советские депутаты регулярно отчитывались перед своими избирателями и в случае неисполнения своих предвыборных обещаний и наказов населения могли быть отозваны избирателями, чего нет в буржуазных государствах. Замечу, что права отзыва депутатов всех уровней сейчас лишились избиратели и Республики Казахстан, и Российской Федерации. А в СССР этим правом обладали не только избиратели, но и выдвигавшие кандидатов в депутаты трудовые коллективы.
Принципы народовластия не миновали и советскую судебную систему. Во-первых, народные судьи и заседатели избирались всенародным голосованием. Во-вторых, наряду с ними существовали тоже выборные товарищеские суды на предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах, при жилищно-эксплуатационных конторах и т.п.
Рабочий контроль — Рабкрин — народный контроль
Важнейшей особенностью Советской власти был народный контроль. Принятие Декрета о рабочем контроле было в повестке дня II Всероссийского съезда рабочих и солдатских депутатов, того самого, который провозгласил Советскую власть и принял декреты о мире, о земле и об образовании Совета народных комиссаров во главе с В.И. Лениным. Из-за острого дефицита времени съезд поручил подготовить и принять Декрет о рабочем контроле избранному им Всероссийскому Центральному Комитету Советов рабочих и солдатских депутатов. Это поручение было выполнено уже в ноябре 1917 года.
По мере развития Советской власти органы рабочего контроля всё время расширяли свою базу. Сначала они превратились в рабоче-крестьянскую инспекцию, а в период послевоенного социалистического строительства трансформировались по инициативе КПСС в органы народного контроля. В стране насчитывался 1 миллион 200 тысяч групп и постов народного контроля, в которые были избраны 9,6 миллиона человек.
Гражданам СССР было что охранять от воров, жуликов, «несунов» и прочих нечестивцев: в общенародной собственности находилось гигантское национальное богатство — совокупность материальных благ, созданных трудом советских людей. Стоимость национального богатства СССР на конец 1987 года составила 3,9 триллиона полноценных советских рублей.
Народная копилка Страны Советов
В жизни советского социалистического общества огромную роль играли общественные фонды потребления (ОФП). Они в корне отличались от фондов буржуазного общества. При капитализме разного рода «общественные» фонды — это собственность капиталиста, а не достояние всего народа, как это было при советском социализме. Это во-первых. Во-вторых, фонды создаются капиталистами с целью укрытия определённой части своей прибыли от налогообложения, так как благотворительность по закону не облагается налогом. В-третьих, в капиталистических странах, где в законодательных органах власти сидит изрядное число толстосумов, принимаются законы, облегчающие налоговое бремя в основном для тех, кто занимается этой самой буржуазной благотворительностью. В-четвёртых, при капитализме через эти фонды обычно финансируются выборы президентов, депутатов парламента и иных выборных должностей буржуазного государства. Естественно, что денежные мешки поддерживают только того, кто защищает их интересы, а не интересы народа.
Иная природа общественных фондов потребления при социализме. Эта часть национального дохода социалистического общества призвана выполнять прежде всего социальные функции, а также стимулировать добросовестный, квалифицированный труд. Они использовались в СССР наряду с оплатой по труду для повышения благосостояния советского народа, для воплощения в жизнь принципа социальной справедливости.
При советском социализме ОФП формировались в виде либо централизованных фондов в бюджете страны, либо коллективных общественных фондов социалистических предприятий и организаций и расходовались на социальные нужды граждан. На их долю приходилась третья часть потребляемых материальных благ и услуг населения.
За счёт их обеспечивалось бесплатное удовлетворение приоритетных социальных потребностей: образования и медицинского обслуживания, повышения квалификации работников, содержания детей в детских учреждениях и т.п. За счёт ОФП покрывались 80% расходов на содержание детей в дошкольных учреждениях, из них компенсировалась часть стоимости путёвок в санатории, дома отдыха, пионерские лагеря.
Часть фондов поступала гражданам в форме различных денежных выплат: стипендий, пособий, оплаты отпусков, пенсий и т.д. Особого внимания заслуживают обязательства Советского государства по обеспечению старости. Статья 43 Конституции СССР гласила: «Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счёт государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность, заботой о престарелых гражданах и об инвалидах, другими формами социального обеспечения».
В СССР был установлен пенсионный возраст для мужчин 60 лет, для женщин — 55 лет. При этом трудящиеся многих категорий (те, кто работал в «горячих цехах», в среде с повышенным содержанием вредных для здоровья веществ и в других неблагоприятных условиях) имели право уходить на пенсию ещё раньше: мужчины — в 55—50 лет, женщины — в 50—45 лет. На 5 лет был снижен возраст получения пенсии по старости инвалидам Великой Отечественной войны, лицам, длительное время работавшим на Крайнем Севере, женщинам-механизаторам и работницам ряда профессий в текстильной промышленности. Размеры пенсий в Советском Союзе составляли не ниже 50% зарплаты, которую получали ветераны, будучи рабочими, служащими и колхозниками. 90% всех трудящихся СССР в случае заболевания получали компенсацию в размере своей заработной платы. Кстати, в странах капитализма пенсионное обеспечение по старости впервые за многовековую историю его развития было введено только в середине 1930-х годов. При этом для получения пенсии необходим высокий страховой стаж.
Пособие в размере 100% прежнего заработка выплачивалось также при утрате трудоспособности из-за трудового увечья или профессионального заболевания. Все расходы осуществлялись из государственного бюджета и ОФП.
В СССР значительная часть ОФП также тратилась на содержание жилья граждан страны, на оказание населению коммунальных услуг. Например, за один квадратный метр жилплощади на основе Постановления ЦИК и СНК СССР от 4 июня 1926 года «О квартирной плате и мерах к регулированию пользования жилищами в городских поселениях» граждане платили от 3 до 4,4 копейки. При этом за кухни, коридоры, чуланы, встроенные шкафы, ванные комнаты и другие подсобные помещения плата с граждан не взималась. В последующие годы по мере изменения курса рубля тарифы слегка менялись, но доля затрат на коммунальные услуги в доходах советских людей не повышалась. Копеечной была и плата за потребление электроэнергии на бытовые нужды. Кроме того, Советское государство покрывало 100% коммунальных расходов сельских учителей, медицинских работников, работников учреждений культуры и т.д.
Таким образом, социалистические общественные фонды потребления увеличивали реальные доходы населения Советского Союза. Они создавали реальные, а не декларативные равные возможности всем гражданам СССР в получении льгот по образованию, медицине, жилью, по оплате коммунальных услуг, электроэнергии и т.п. Благодаря этому расходы населения в СССР на коммунальные услуги были самыми низкими в мире.
ОФП обеспечивали гарантии на достойную старость, на государственную поддержку в случае болезни, при полной и частичной утрате трудоспособности. Наконец, они создавали благоприятные условия для демографической ситуации в стране.
Повышению материального благосостояния советских граждан способствовала бюджетная политика Советского государства. Принципиальное значение имел тот факт, что доходная часть государственного бюджета на 91% формировалась за счёт прибыли социалистических предприятий. Для сравнения: в капиталистических странах, даже наиболее развитых, бюджет формируется в основном за счёт народа. Так, во Франции 93% доходной части бюджета формируется за счёт налогоплательщиков, в США — 79%.
«Лет до ста расти нам без старости»
Важнейшей заботой Советского государства была охрана здоровья трудящихся. На здравоохранение выделялось до 12% государственного бюджета СССР. Благодаря этому оказание медицинской помощи населению страны стало на 100% бесплатным.
По расчётам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при ООН, в среднем 28 врачей должны обслуживать каждые 10 тысяч человек населения. В Советском Союзе на 10000 человек приходилось 42,8 врача, и по этому показателю наша страна занимала первое место в мире. Другой важнейший международный показатель заботы государства о здоровье своего населения: количество больничных коек на 10 тысяч человек. В СССР была 121 больничная койка, в то же время в США — 71, в Италии — 99, в Англии — 90, во Франции — 72 койки на 10 тысяч жителей.
Народный характер политики Советского государства гарантировало успешное развитие народного хозяйства Союза ССР. В течение нескольких десятилетий страна уверенно занимала первое место по темпам экономического роста. Отсутствие частной собственности обеспечивало рациональное использование национального богатства страны. Социалистический характер советского общественного строя позволял государству постоянно улучшать условия жизни населения. За этим постоянно следила Коммунистическая партия Советского Союза.
***
УЖЕ В МАРТЕ 1992 ГОДА, всего через три месяца после пресловутого Беловежского соглашения, в результате которого Ельцин, Кравчук и Шушкевич «отменили» Договор 1922 года об образовании Союза Советских Социалистических Республик, на вопрос Левада-центра: «Сожалеете ли вы о распаде СССР?» — положительно ответили 66% опрошенных. В конце ноября этого года социологи снова повторили своё исследование. Несмотря на то, что за четверть века в жизнь вошло новое целое поколение, уже не заставшее советскую эпоху, 58% респондентов сожалеют о том, что Советский Союз исчез с карты мира. А доля довольных разрушением великой державы осталась практически неизменной: 23% в 1992 году и 26% сейчас.
Все эти годы власти Российской Федерации и других «новых» государств «работают» на отторжение бывших союзных республик друг от друга. Но народы сопротивляются такой деструктивной политике. Федеральный социологический научно-исследовательский центр (в недавнем прошлом Институт социологии) РАН в ходе нынешнего масштабного исследования выяснял иерархию отношения россиян к другим государствам. Самой дружественной нам соотечественники считают Белоруссию (71% респондентов). За нею следуют Казахстан, Китай и Армения. Более половины опрошенных высказывают к ним положительное отношение. Кстати, замыкают таблицу США, симпатии к которым нынче высказали лишь 13% россиян.