Какую роль играет музыка в нашей жизни? Влияет ли она на наши поступки? Может ли музыка вдохновлять? Несомненно, да. Однако она может и сковать, парализовать энергию. Каким образом?
У музыки есть одна очень важная особенность. Она воздействует сразу на подсознание. Разбор и осмысление прослушанного может проводиться, а может и нет. От этого сила воздействия музыки на человека не уменьшается. Этим свойством музыкальное искусство очень сходно с живописью.
Однажды в очередной раз услышав, например, по радио какую-то современную композицию, задайте себе вопрос: «О чём эта песня?» – и постарайтесь дать ответ отличный от стандартного: «о любви» (взаимной, несчастной, неразделённой и т.д. и т.п.). И дайте оценку оказываемому воздействию. После этого обратите внимание на то, что из нашей жизни практически изъяты те образцы классической музыки, которые могут решать задачу развития человека. Для того, чтобы исправить данное положение вещей мы начинаем серию публикаций, посвящённой классической музыке.
Итак…
Зачастую образы, заложенные в классические музыкальные произведения, сложны и разноплановы. Но иногда композитору необходимо с помощью музыкальных средств изобразить что-то конкретное. Часто музыкальные сочинения являются программными, т.е. с заложенными в них сюжетами, именами героев с закреплением за ними мелодических линий (лейтмотивов) т.д. Такие сочинения иногда требуют достаточно подробного пояснения, иногда нет.
Оговоримся, что в ХХ веке идея передачи конкретных образов была в лучших традициях постмодерна доведена до некоего абсолюта, разрушающего и уничтожающего музыкальную ткань. Но это отдельная история.
Давайте рассмотрим пример, когда программное содержание музыки даётся в контексте его названия, истории создания и исполнения. Это «7-я симфония» Дмитрия Шостаковича, которая носит второе название «Ленинградская» (или «Блокадная»). И вот почему.
Сочинение было закончено в первые месяцы Великой Отечественной войны и неразрывно связано с трагическими и героическими событиями. Премьера симфонии состоялась в марте 1942 года в Новосибирске. В мае же партитура симфонии была доставлена самолётом в осаждённый Ленинград. Была поставлена задача концертного исполнения в блокадном городе. Репетиции музыканты проводились в тяжелейших условиях. 9 августа 1942 года состоялось героическое исполнение «Ленинградской» симфонии Большим симфоническим Оркестром Ленинградского радиокомитета.
Концерт транслировался по радио и громкоговорителям городской сети и был слышен не только жителям, но и немецким войскам, осаждавшим город. Можно только представить, какое впечатление это событие произвело на самих блокадников и на армию врага, которая считала, что город умер и должен быть сдан со дня на день. Из воспоминаний очевидцев, офицеров вермахта:«Солдаты обезумели, услышав эту музыку. Это был гром небес».
В музыке, как и литературе, есть и форма, и содержание, и жанр, и стиль. Давайте прослушаем и сделаем небольшой стилистический и содержательный разбор самого известного отрывка из «Ленинградской» симфонии. Это «Тема нашествия» из 1-й части. Эпизод представляет собой остинатный марш-вариации, в основу которых положена известная тогда немецкая песенка.
Для прослушивания нужно пройти по ссылке и кликнуть по кнопочке "Плей" (зелёный треугольничек):
Симфония №7 «Ленинградская» (до мажор), ч.1, Тема нашествия (11 мин 18 сек)
- Марш – род музыки, сопровождающей или рисующей стройные размеренные движения людей, преимущественно войска.
- Остинато – непрерывно повторяющийся музыкальный элемент. В данном случае это однообразный ритм барабана, проходящий без изменения через всё разработку.
- Вариации – развитие музыкального произведения на основе одной или нескольких мелодий, которые последовательно исполняются в различных вариантах. Здесь Шостакович применил так называемые инструментальные вариации, когда мелодия остаётся неизменной. Развитие же происходит за счёт средств инструментовки и исполнения.
В качестве содержания в музыку заложен образ фашистской машины, надвигающейся методично, холодно и неотступно. Начинается всё милой и немного манерной песенкой (хотя тревожная барабанная дробь не предвещает ничего хорошего). А завершается грузной поступью адской нацистской машины.
Этюд на музыкальную тему №2 - Георгий Свиридов «Время, вперёд!»