Спутник
СССР первый открыл дорогу человеку в космос. 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник. ПС1 (простейший спутник) выглядел стильно: блестящий шар (диаметр 58 см) с четырьмя антеннами (2,9 и 2,4 метра). Весил он 83,6 килограмма.
На 315 секунде произошло отделение спутника от ракеты, и тут же его позывные смог услышать весь мир.
Летал ПС-1 до 4 января 1958 года (92 дня) и сделал 1440 оборотов вокруг нашей планеты. США удалось реализовать успешный запуск собственного спутника только спустя полтора года от аналогичного запуска в России. После успеха СССР слово «спутник» стало интернациональным, а профиль первого космического посланника до сих пор ни с чем не спутаешь.
Луноход
Луноход стал плодом творческой мысли советского инженера-конструктора Георгия Бабакина и его команды.
У первого в истории Лунохода было восемь колес, причём у каждого из них был свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке (в «кастрюле») размещалась аппаратура бортовых систем.
Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем. Радиоизотопный источник тепла (использующий радиоактивный распад) обогревал оборудование в тёмное время суток, когда температура с +120 градусов падала до -170. Аппарат был снабжён двумя телекамерами (одна резервная), четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной и другой сложной техникой.
«Луноход-1», рассчитанный на 3 земных месяца работы, проработал на Луне 301 сутки. За это время он проехал 10 540 метров, обследовал 80 000 квадратных метров, передал на Землю множество снимков и панорам. После того как радиоизотопный источник тепла исчерпал свой ресурс, луноход «замёрз».
Танк Т-34
Когда советские дети рисовали танк, то обычно он был похож именно на Т-34. Этот танк стал одним из символов войны и одним из символов Победы.
У Т-34 была долгая история. Т-34/76 был одним из лучших средних танков на 1940 год. Он сочетал в себе хорошую броневую защиту и мощное вооружение. 76 мм пушка танка могла эффективно бороться как с живой силой, так и техникой. До середины 1942 года противник ему мало что мог противопоставить.
Нередко Т-34, получив многочисленные попадания, оставались в строю. Самый результативный советский танкист, сражавшийся на Т-34, Дмитрий Лавриненко (4-я танковая бригада) с октября по декабрь 1941 года уничтожил или вывел из строя 52 немецких танка.
С появлением в 1943 года у противника тяжелой техники серьезной модернизации подвергся и Т-34.
Была усилена броневая защита, добавлен пятый член экипажа, а танк вооружен новой 85-мм пушкой, способной на ближней и средней дистанциях поражать практически все немецкие танки.
Новые Т-34/85 с марта 1944 г. стали поступать на фронт. Т-34 оказался во многом не идеальным, но простым в производстве и освоении, а также самым массовым в мире танком. Во второй половине XX века Т-34 использовались в конфликтах вплоть до 90-х годов (война в Югославии).
Граненый стакан
От военной тематики перейдем к стакану. В прямом смысле. Простой граненый стакан был одним из шедевров промышленного дизайна в СССР. Его появление в Советском Союзе связывают с Верой Мухиной. Якобы дизайн "гранчика" был разработан ею в 1943 году в блокадном Ленинграде, где Мухина возглавляла Мастерскую художественного стекла.
Ещё один вероятный автор гранёного стакана - Николай Славянов.
Благодаря ему металлургия в СССР достигла небывалых ранее высот. В его дневниках сохранились наброски стаканов с 10, 20 и 30 гранями, - правда, он предлагал изготовить стакан из металла.
Из-за особой технологии изготовления гранёные стаканы отличались невероятной прочностью: сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. В смесь для прочности добавляли свинец, который используется в составах для хрусталя. Такие стаканы были безопасны в поездах, они долго служили ёмкостью для напитков из аппаратов газированной воды, ими можно было даже колоть орехи.
Всё таки шедевр советской пищевой промышленности, иначе зачем же нужен был гранённый стакан?
Ту 144
Когда в начале 1960-х годов Никите Хрущеву доложили о британо-французском проекте по производству "Конкорда", он сразу поставил задачу: «Мы должны сделать свой советский ультразвуковик, при этом летать он должен быстрее «Конкорда».
Сказано-сделано. Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым самолетом, который использовался для перевозки пассажиров.
Первый испытательный полёт этот советский лайнер совершил 31 декабря 1968 года: на два месяца раньше «Конкорда» - своего знаменитого конкурента.
5 июня 1969 года Ту-144 впервые в истории авиации преодолел звуковой барьер. Самолет мог перевозить до 15 тонн груза или от 120 до 150 пассажиров на расстояние 3500 км с максимальной скоростью 2500 км / ч.
1 ноября 1977 года Ту-144 совершил свой первый регулярный рейс Москва – Алма-Ата. Билет на этот маршрут стоил 68 рублей (почти половина средней зарплаты в СССР). К сожалению, долго Ту-144 не пролетал. Из-за двух катастроф 1 июня 1978 года «Аэрофлот» прекратил пассажирские авиаперевозки Ту-144.
Однако в первой половине 1990-х годов модифицированный Ту-144 использовался НАСА в качестве летающей лаборатории. Выбор в пользу Ту-144 (а не «Конкорда») Американское космическое агентство сделало из-за большей максимальной скорости полета нашего легендарного лайнера.
Автомат Калашникова
Автомат Калашникова — один из самых массовых образцов стрелкового оружия в мире, символ простоты и надежности. АК занял первое место в списке самых значимых изобретений XX века по версии французского журнала «Либерасьон» (оставив позади атомное оружие и космические технологии).
Также "Калашников" занял 4 место в списке «50 изделий, изменивших мир» по версии журнала Playboy, уступив компьютеру Apple Macintosh, противозачаточной таблетке и видеомагнитофону Sony Betamax
Именем "Калаш" в Африке называют детей, автомат изображен на государственных флагах четырех государств (Мозамбик, Зимбабве, Буркина-Фасо, Восточного Тимора) и на гербе Мозамбика.
ЭР2 (электропоезд рижский, 2-й тип; заводское обозначение — 62-61) — серия электропоездов постоянного тока, выпускавшихся с июня 1962 года по август-сентябрь 1984 Рижским вагоностроительным заводом. ЭР2 более четырёх десятилетий являлся самой распространённой электричкой на железных дорогах Советского Союза, а позже и в ряде стран постсоветского пространства.
Атомный ледокол "Ленин"
15 сентября 1959 года в первое плавание отправился атомный ледокол «Ленин», настоящая легенда ХХ века. «Ле́нин» — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Первоочередной задачей ледокола было обслуживание Северного морского пути. Проект был реализован быстро и эффективно даже по меркам наших дней – всего три года прошло с момента закладки до его реализации и ходовых испытаний. Благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар холодной войны и гонки за технологическим превосходством, но имел абсолютно мирные цели.
В июне 1971-го года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977-м году.
Самый главный бренд: известный всему человечеству флаг страны Советов, флаг первого в мире государства рабочих и крестьян.