Автограф на Рейхстаге
Весна 45-го года набирала силу. Артполк, в котором служил уроженец станицы Старопавловской (Ставропольский край) Семён Усачев, стремительно продвигался вперед, сокрушая позиции врага.
Победный май его дивизия встретила в городе Францбурге, рукой подать до Берлина.
Утром 9 мая командир приказал отобрать тридцать лучших бойцов и отправить в центр столицы поверженного противника. Быть рядом и не увидеть рейхстаг? Погрузили победителей в «студебеккер» и отправили в Берлин.
- Народу у рейхстага было тьма. Все счастливые, шумные, – вспоминает Семен Иванович. – Стены этого гигантского здания исписаны нашими солдатами, места свободного не найти!
Усачев попросил водителя подъехать ближе к рейхстагу. «Студебеккер» дал задний ход. Семен прыгнул на борт грузовика и, вытянув руку, аккуратно начал выводить мелом: «9.5.45 Усачев».
- Я увидел краем глаза, - вспоминает Семен Иванович, - что какой-то лейтенант камеру в руках держит и всех снимает, не только меня. Ну снимает и снимает. Я расписался. Мы немного побродили у рейхстага и отправились, в дивизию.
Кто бы тогда мог подумать, что снимок, сделанный у рейхстага после Победы, станет самой тиражированной открыткой – почти полтора миллиона экземпляров. Фотографию поместят на свои страницы тысячи газет и журналов мировой и отечественной прессы. Отличалась она от других юбилейных открыток тем, что запечатлён на ней был факт документальный. Молодой двадцатилетний паренек старательно и спокойно ставит свой автограф. Автограф победителя в Великой Отечественной войне.
Но до этого снимка были долгие годы войны. Сотни раз Семену Усачеву приходилось бывать в кровавых битвах. Остался жив. За мужество и отвагу удостоен государственных наград.
Военная жизнь Семену Усачеву благоволила. Пройдя и по-пластунски проползши пол-Европы, участвуя во многих кровопролитных сражениях, получив легкие и тяжелые ранения, он всем смертям назло добрался с боями до Берлина.
А вот у его отца, Ивана Ефимовича, судьба сложилась драматически. Призванный на фронт 12 августа 1941 года Ставропольским городским военкоматом в июле 1943 года, он пропал без вести.
21 января 1943 года столица края была освобождена от немецко-фашистских захватчиков, а 4 февраля мальчишку Сему, которому не исполнилось еще 18 лет, призвали в армию. Требовались Красной армии новобранцы.
Начал свой фронтовой путь Семен Усачев в составе 30-го кавалерийского полка 4-го Кубанского кавалерийского корпуса заряжающим 76-миллиметрового орудия.
В начале сентября 43-го полк отправился в рейд на оккупированную фашистами территорию. Шла подготовка к освобождению Таганрога – важного стратегического пункта. Чтобы дезориентировать, отвлечь как можно больше сил противника на главном направлении удара, командованием Красной армии было решено провести диверсионную операцию в тылу врага.
Все понимали: полк шел на верную гибель, отступать некуда.
Двигались к намеченной цели трое суток, шли только по ночам, днем пережидали в лесополосах. На исходе третьей ночи, ранним утром, показалась колонна вражеских машин.
Полк развернулся на боевые позиции. Пушки – на прямую наводку. Огонь! Залп, второй, третий… Машины остановились. Фрицы кинулись наутек. Настигли их наши конники, положили неприятеля.
Не успел полк прийти в себя, появились немецкие бомбардировщики. Бомбовая атака сравняла позиции артиллеристов с землей. Было много убитых и раненых.
Немцы решили проверить, расчищен ли путь. На позиции пошли вражеские танки. Но и эту атаку полк отбил. Тогда гитлеровцы вновь бросили авиацию.
Двое суток держался полк, отвлекая на себя силы противника, преграждая прямую дорогу на восточном направлении. Истекающие кровью бойцы не сдались, не отступили.
Когда на третий день к месту боя 30-го кавполка прибыли части советских войск, они застали в живых семерых бойцов.
Семена Усачева вновь направили на передовую, все в тот же 30-й, доформированный полк.
В боях за Перекоп при взятии Турецкого вала Семен Иванович был ранен и контужен. После госпиталя в Мелитополе его направили в запасный полк 56-й пушечной артиллерийской бригады 26-й дивизии резерва Главного командования. Выполнял роль подающего снаряды к орудию, потом был фронтовым связистом, постоянно на передовой под огнем, на волосок от смерти.
- Как-то под Варшавой на одном плацдарме восстанавливали связь, – вспоминает С. Усачев. – Она без конца рвалась. Постоянно приходилось бежать, ползти, чтобы найти повреждение на линии. Бегу, смотрю, а мой напарник впереди бежит без головы. Еще доля секунды - и тело упало.
Кто-то подошвы стирал и каблуки сбивал, а мне штанов хватало ненадолго – протирал до дыр. Столько километров ползком…
Семен Иванович участвовал в освобождении столицы Крыма Симферополя, дрался с врагом на Сапун-горе в Севастополе.
В июле 44-го дивизию, где он служил, перебросили в Белоруссию. И уже 23 февраля 1945 года она с боями вступила на землю Восточной Пруссии.
А уже потом был победный день и немного свободного места на шершавой стене рейхстага.
Сегодня Семён Иванович живет на Донбассе. 28 апреля, надеемся, ему исполнится 90 лет.
То, что Семен Усачев был настоящим солдатом, подтверждает и выписка из приказа от 3 марта 1945 года по 56-му полку 26-й артиллерийской дивизии 2-го Белорусского фронта о награждении красноармейца 7-й батареи 3-го дивизиона медалью «За отвагу»:
- 8-го февраля в районе населенного пункта Лихтенхайн, что севернее 8 км гор. Пруст, огневая позиция была атакована гитлеровскими бандитами. В отражении атаки немецких бандитов т. Усачев проявил себя смелым и отважным воином. Под сильным пулеметным огнем он устранил 6 порывов. Во время устранения порывов на т. Усачева набросились 4 гитлеровца. Из личного оружия он уничтожил троих немцев, а одного пленил…