15 сентября 1959 года в первое плавание отправился атомный ледокол «Ленин», настоящая легенда ХХ века. «Ле́нин» — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Первоочередной задачей ледокола было обслуживание Северного морского пути. Проект был реализован быстро и эффективно даже по меркам наших дней – всего три года прошло с момента закладки до его реализации и ходовых испытаний.
Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (п/я 619) (ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 Советом министров СССР. Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Научным руководителем работ был назначен академик А. П. Александров. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.
Из-за новизны оборудования, во время проектирования возникли сложности с компоновкой машинного отделения. Было принято решение о создании макета машинного отделения из дерева. На этом макете отрабатывались компоновочные решения конструкторов, благо переделать тот или иной фрагмент помещений было достаточно просто и, без сомнения, куда дешевле, чем если бы это пришлось делать на строящемся судне.
Судно было заложено 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А.Марти в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков.
Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.
Все управление ледоколом осуществлялось автоматически, непосредственно из ходовой рубки. Отсюда поддерживался и необходимый режим работы «сердца» атомохода – реакторов. Их мощность составляла 32,4 мегаватта, то есть примерно 44 000 л. с.
Его называли «чудом промышленного дизайна». Каюты на одного-двух человек, интерьер был отделан карельской березой и кавказским орехом, сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, кинозал, курительный салон. «Ленин» должен был стать лицом не просто флота, а всей страны.
В 1966 по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трёхреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную.
«Ленин» обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль.
Благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар холодной войны и гонки за технологическим превосходством, но имел абсолютно мирные цели.
В июне 1971-го года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977-м году. Из этой экспедиции был привезён медвежонок, после экспедиции помещённый в Ленинградский зоопарк.
Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей. За это время с ним познакомились более 150 тыс. посетителей. Но, что интересно, судно до сих пор числится в оперативном резерве на случай боевых действий. По словам опытных моряков, если загрузить топливо в реакторы, «Ленин» без проблем пойдет своим ходом.
Памятная золотая монета России, 1000 рублей, 2007 год