Днем рождения этой стеклянной посуды считается 11 сентября 1943 года. Как свидетельствует история, именно в этот день на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном был выпущен первый советский граненый стакан. Дизайн гранёного стакана советского образца приписывают Вере Игнатьевне Мухиной — автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница». Вера Игнатьевна разработала форму стакана специально для советского общепита.
Ещё один вероятный автор гранёного стакана - Николай Славянов.
Благодаря ему металлургия в СССР достигла небывалых ранее высот. В его дневниках сохранились наброски стаканов с 10, 20 и 30 гранями, - правда, он предлагал изготовить стакан из металла.
Из-за особой технологии изготовления гранёные стаканы отличались невероятной прочностью: сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. В смесь для прочности добавляли свинец, который используется в составах для хрусталя. Такие стаканы были безопасны в поездах, они долго служили ёмкостью для напитков из аппаратов газированной воды, ими можно было даже колоть орехи.
Советский дизайн был простым и элегантным — как гранёный стакан, как авоська, как Любинская сгущёнка и холодильник «Зил».
Эти вещи каждый из нас помнит с детства: авоська, машина «Запорожец», граненый стакан и школьная униформа... И едва ли кто-то мог оценивать с точки зрения «красиво» или «некрасиво» — пользовались тем, что было.
Пришло время новым взглядом, с высоты нового времени, посмотреть на лучшие образцы советского промышленного и графического дизайна, декоративно-прикладного искусства и дизайна одежды. Это не просто милые ретро-вещицы, а результат системного, функционального, эстетического и гуманистического подхода к дизайн-проектированию.
В честь дня рождения одного из главных символов СССР, представляем примеры уникального дизайна родных вещей из советских времен.
Благодаря гладкому кольцу, идущему по окружности и отличающему его от граненого стакана традиционной формы, получился не только весьма прочным, но и удобным для мытья в посудомоечных машинах. Поэтому он активно использовался в уличных автоматах по продаже газированных напитков. А также на долгие годы прописался в столовых и на железнодорожном транспорте.
Один из лучших примеров экономичного и экологичного дизайна. Цвет и полоски на крышке обозначают вид продукта. Легко, наглядно и дёшево.
Авоська
«Один из лучших примеров в области советского дизайна. Если вам небезразличны проблемы экологии и загрязнения окружающей среды, чрезмерного потребления — знайте, что эта сумка стала жизнеспособным решением ряда проблем много лет назад. Авоська представляется мне частью разумной системы, видом систематического дизайна, в котором продукты покупаются ровно в том количестве, в котором они нужны, а не „про запас". Они не упаковываются несколько раз, и сумку можно использовать неоднократно и постоянно носить с собой — авоська компактная и не занимает места. Уверен, современные дизайнеры должны обратить на этот предмет самое пристальное внимание,» — говорит специалист по индустриальному дизайну, преподаватель Британской Высшей Школы Дизайна Умберто Джираудо.
Комментарий дизайнера Умберто Джираудо: «Милая упаковка. Простая, экономичная в производстве, всего два цвета, и до сих пор выглядит очень современно. Я бы с радостью купил кофе в такой упаковке — она выглядит гораздо аутентичнее, чем весь этот пластиковый мусор, в который кофе фасуется сегодня».
Комментарий дизайнера: «Упаковка очень функциональна. При этом совершенно не „эмоциональна", но не думаю, что в определенных обстоятельствах кто-то обращал на это внимание. Мне нравится».
Треугольный молочный пакет — не полностью советское изобретение. Линии для такой упаковки в СССР поставляла шведская компания Tetrapack. В 1943 лаборатория «Åkerlund & Rausing» начала разработку картонной упаковки молока, в 1944-ом Эрик Валленберг, молодой ассистент выступающий как глава исследовательской лаборатории, изобрел упаковку в форме тетраэдра, образованную из конусообразного куска бумаги.
«Настоящий шедевр советского дизайна — несмотря на то, что он базировался на дизайне FIAT. У „Запорожца" есть уникальные черты, например, решетка на капоте, которая придает образу автомобиля некоторую агрессивность. Ни разу не видел „Запорожцев" в жизни, но слышал множество историй об этих машинах. В частности, о том, как их ремонтировали и украшали,» — говорит специалист по индустриальному дизайну, преподаватель Британской Высшей Школы Дизайна Умберто Джираудо.
Спутник
СССР первый открыл дорогу человеку в космос. 4 октября 1957 года на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник. ПС1 (простейший спутник) выглядел стильно: блестящий шар (диаметр 58 см) с четырьмя антеннами (2,9 и 2,4 метра). Весил он 83,6 килограмма.
На 315 секунде произошло отделение спутника от ракеты, и тут же его позывные смог услышать весь мир.
Летал ПС-1 до 4 января 1958 года (92 дня) и сделал 1440 оборотов вокруг нашей планеты. США удалось реализовать успешный запуск собственного спутника только спустя полтора года от аналогичного запуска в России. После успеха СССР слово «спутник» стало интернациональным, а профиль первого космического посланника до сих пор ни с чем не спутаешь.
Луноход
Луноход стал плодом творческой мысли советского инженера-конструктора Георгия Бабакина и его команды.
У первого в истории Лунохода было восемь колес, причём у каждого из них был свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке (в «кастрюле») размещалась аппаратура бортовых систем.
Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем. Радиоизотопный источник тепла (использующий радиоактивный распад) обогревал оборудование в тёмное время суток, когда температура с +120 градусов падала до -170. Аппарат был снабжён двумя телекамерами (одна резервная), четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной и другой сложной техникой.
«Луноход-1», рассчитанный на 3 земных месяца работы, проработал на Луне 301 сутки. За это время он проехал 10 540 метров, обследовал 80 000 квадратных метров, передал на Землю множество снимков и панорам. После того как радиоизотопный источник тепла исчерпал свой ресурс, луноход «замёрз».
Танк Т-34
Когда советские дети рисовали танк, то обычно он был похож именно на Т-34. Этот танк стал одним из символов войны и одним из символов Победы.
У Т-34 была долгая история. Т-34/76 был одним из лучших средних танков на 1940 год. Он сочетал в себе хорошую броневую защиту и мощное вооружение. 76 мм пушка танка могла эффективно бороться как с живой силой, так и техникой. До середины 1942 года противник ему мало что мог противопоставить.
Нередко Т-34, получив многочисленные попадания, оставались в строю. Самый результативный советский танкист, сражавшийся на Т-34, Дмитрий Лавриненко (4-я танковая бригада) с октября по декабрь 1941 года уничтожил или вывел из строя 52 немецких танка.
С появлением в 1943 года у противника тяжелой техники серьезной модернизации подвергся и Т-34.
Была усилена броневая защита, добавлен пятый член экипажа, а танк вооружен новой 85-мм пушкой, способной на ближней и средней дистанциях поражать практически все немецкие танки.
Новые Т-34/85 с марта 1944 г. стали поступать на фронт. Т-34 оказался во многом не идеальным, но простым в производстве и освоении, а также самым массовым в мире танком. Во второй половине XX века Т-34 использовались в конфликтах вплоть до 90-х годов (война в Югославии).
Русская водка
Всё таки шедевр советской пищевой промышленности, иначе зачем же нужен был гранённый стакан?
Ту 144
Когда в начале 1960-х годов Никите Хрущеву доложили о британо-французском проекте по производству "Конкорда", он сразу поставил задачу: «Мы должны сделать свой советский ультразвуковик, при этом летать он должен быстрее «Конкорда».
Сказано-сделано. Ту-144 стал первым в мире сверхзвуковым самолетом, который использовался для перевозки пассажиров.
Первый испытательный полёт этот советский лайнер совершил 31 декабря 1968 года: на два месяца раньше «Конкорда» - своего знаменитого конкурента.
5 июня 1969 года Ту-144 впервые в истории авиации преодолел звуковой барьер. Самолет мог перевозить до 15 тонн груза или от 120 до 150 пассажиров на расстояние 3500 км с максимальной скоростью 2500 км / ч.
1 ноября 1977 года Ту-144 совершил свой первый регулярный рейс Москва – Алма-Ата. Билет на этот маршрут стоил 68 рублей (почти половина средней зарплаты в СССР). К сожалению, долго Ту-144 не пролетал. Из-за двух катастроф 1 июня 1978 года «Аэрофлот» прекратил пассажирские авиаперевозки Ту-144.
Однако в первой половине 1990-х годов модифицированный Ту-144 использовался НАСА в качестве летающей лаборатории. Выбор в пользу Ту-144 (а не «Конкорда») Американское космическое агентство сделало из-за большей максимальной скорости полета нашего легендарного лайнера.
Автомат Калашникова
Автомат Калашникова — один из самых массовых образцов стрелкового оружия в мире, символ простоты и надежности. АК занял первое место в списке самых значимых изобретений XX века по версии французского журнала «Либерасьон» (оставив позади атомное оружие и космические технологии).
Также "Калашников" занял 4 место в списке «50 изделий, изменивших мир» по версии журнала Playboy, уступив компьютеру Apple Macintosh, противозачаточной таблетке и видеомагнитофону Sony Betamax
Именем "Калаш" в Африке называют детей, автомат изображен на государственных флагах четырех государств (Мозамбик, Зимбабве, Буркина-Фасо, Восточного Тимора) и на гербе Мозамбика.
ЭР2 (электропоезд рижский, 2-й тип; заводское обозначение — 62-61) — серия электропоездов постоянного тока, выпускавшихся с июня 1962 года по август-сентябрь 1984 Рижским вагоностроительным заводом. ЭР2 более четырёх десятилетий являлся самой распространённой электричкой на железных дорогах Советского Союза, а позже и в ряде стран постсоветского пространства.
Атомный ледокол "Ленин"
15 сентября 1959 года в первое плавание отправился атомный ледокол «Ленин», настоящая легенда ХХ века. «Ле́нин» — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Первоочередной задачей ледокола было обслуживание Северного морского пути. Проект был реализован быстро и эффективно даже по меркам наших дней – всего три года прошло с момента закладки до его реализации и ходовых испытаний. Благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар холодной войны и гонки за технологическим превосходством, но имел абсолютно мирные цели.
В июне 1971-го года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977-м году.
Самый главный бренд: известный всему человечеству флаг страны Советов, флаг первого в мире государства рабочих и крестьян.